ВСПЫХНУВШАЯ В ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖИЛАЯ ВЫСОТКА НА УЛИЦЕ ШАХТЁРОВ В КРАСНОЯРСКЕ СТАЛА НОВОСТЬЮ НОМЕР ОДИН. НИКТО ИЗ ЖИЛЬЦОВ НЕ ПОСТРАДАЛ, ОДНАКО В ОСАДКЕ ОТ МАСШТАБНОГО ВОЗГОРАНИЯ ОСТАЛИСЬ НЕ ТОЛЬКО ОБГОРЕВШИЕ КУСКИ ОБШИВКИ И ОСКОЛКИ ЛОПНУВШИХ ОТ ЖАРА БАЛКОНОВ, НО И НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ К СТРОИТЕЛЯМ И ЧИНОВНИКАМ.
Кто отвечает за пожаробезопасность наших домов? Где гарантии, что масштабное возгорание не случится снова в другом месте? Ответы на них власти предержащие давать не спешат.
Пожар настолько стремительно распространялся, что, несмотря на все усилия МЧС
В высотке пострадали все 145 квартир. На компенсации жителям, по словам Эдхама АКБУЛАТОВА, мэра Красноярска, из городского и краевого бюджета выделят 28 млн рублей. А кто будет восстанавливать сам дом - неясно. Фасад и места общего пользования, по словам Акбулатова, обещают восстановить за счёт федерального министерства по ЧС, а вот за квартиры никто ответственность брать не хочет. Застройщики участвовать в восстановлении высотки не намерены. «Есть акт приёмки, дальше к нам никаких претензий», - отрезал Камо МУРАДЯН, генеральный директор «Сибагропромстроя».
Те, кто в 2011 году подписывали эту самую приёмку, от возможных обвинений тоже открещиваются. «Были предоставлены документы, подтверждающие пожарную безопасность применённых в строительстве материалов - сертификат, - поясняет Андрей ПРЯНИЧНИКОВ, руководитель службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. - В рамках этого наша служба выдала заключение. На его основании разрешение на ввод в эксплуатацию уже выдавал муниципалитет». Что же получается: принимается не конкретное строение, а только документы на него? А если они не соответствуют действительности, то кто должен нести ответственность?
«ШАНСОВ УЖЕ НЕТ»
«Мы живём в соседнем доме и тоже выскочили на улицу, как почувствовали запах гари, - рассказывает Владимир. - Теперь боимся, как бы огонь не перекинулся на наши дома».
Пока одни снимали происходящее на телефоны, другие - в основном выходцы из Средней Азии - на руках относили в стороны машины, не дожидаясь владельцев. Загромождённые парковки во многих новых микрорайонах, как уже неоднократно убеждались красноярцы, мешают проезду пожарных машин.
- Мам, как думаешь, у нас ещё есть шансы? - слышен за спиной детский голос.
- Наверное, уже нет. Видишь, это наш зал горит, - отвечает ребёнку молодая мама. Как оказалось, они тоже живут в этом доме.
Пламя распространялось стремительно. Когда после нескольких заходов вертолётов казалось, что огонь немного утих, пожар через крышу перебросился и на четвёртую часть дома.
«Мой муж работает в МЧС, мы получили недавно эту квартиру на 16-м этаже, - ещё одна спасшаяся из горящего дома женщина с трудом сдерживает слёзы. - Мне показалось, что за окном какой-то странный сильный ветер. Стоял сильный гул. Брат открыл балкон, чтобы посмотреть, что происходит с погодой, и увидел, как с нижних этажей валит дым. Сын тут же стал стучать к соседям, мы постарались сообщить всем, кому успели, и спустились вниз».
Жильцы уверены, что пожарные сделали всё возможное: по иронии судьбы, 101 квартира в 145-квартирном доме находится в ведомстве МЧС, они выделены в качестве служебного жилья спасателям и их семьям. Остальные 44 находятся в собственности физлиц. Самостоятельно и с помощью пожарных из здания эвакуировались 175 человек, из них 35 детей. Никто не пострадал.
«ТУТ ЖИТЬ НЕВОЗМОЖНО»
В понедельник на месте работает следственная группа, спасатели разгребают завалы, а в подъезд пускают только собственников квартир - за вещами.
Из прокопчённого подъезда идут люди с уцелевшим скарбом: кому-то хватает спортивной сумки, кому-то мало и перепачканных в саже пододеяльников. Вскрытые квартиры охраняют полицейские.Хоть в МЧС и объявили, что жители смогут вернуться к себе домой уже во вторник вечером, многие этого делать не спешат. «Сама квартира не пострадала, только балкон сгорел полностью, - рассказывает Кирилл КИРИЛЛОВ. Его квартира на одном из средних этажей. - Но жить тут всё равно невозможно: во-первых, все комнаты закоптились, пропахли гарью. Во-вторых, ни воды, ни света, ни отопления нет».
Самые серьёзные повреждения - на верхних уровнях высотки. «С двадцатого этажа, где начинаются витражи, квартиры выгорели полностью», - рассказывает семья Холодовых, у которых сгорела одна комната. «Кто и когда будет восстанавливать жильё, нам пока не сообщают», - заключаетВладимир ХОЛОДОВ.
В течение недели семьям из выгоревших квартир должны выплатить по 343 тысячи рублей, одиноким квартировладельцам - по 171 тысяче, и всем без исключения жильцам - по 15 тысяч.
В пожароопасной «группе риска», которая стала очевидна после «факела» на улице Шахтёров, не только дома «Новой высоты». Чиновники провели инвентаризацию красноярского жилья: 13 домов с навесными вентилируемыми фасадами уже введены в эксплуатацию, ещё 10 - на стадии строительства. Правда, озаботились безопасностью жильцов чиновники и надзорные органы только после пожара.
Да и чьи головы теперь полетят - неясно. Единственный, кто был задержан по делу о масштабном пожаре, - рабочий, который герметизировал пластиковый балкон на 7-м этаже с помощью сварки: по версии следствия, пожар общей площадью 2 тысячи квадратных метров начался из-за нарушения техники безопасности.