Пожар без ответственных: в ЧП нашли лишь одного виноватого

Светлана Хустик / АиФ

ВСПЫХНУВШАЯ В ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖИЛАЯ ВЫСОТКА НА УЛИЦЕ ШАХТЁРОВ В КРАСНОЯРСКЕ СТАЛА НОВОСТЬЮ НОМЕР ОДИН. НИКТО ИЗ ЖИЛЬЦОВ НЕ ПОСТРАДАЛ, ОДНАКО В ОСАДКЕ ОТ МАСШТАБНОГО ВОЗГОРАНИЯ ОСТАЛИСЬ НЕ ТОЛЬКО ОБГОРЕВШИЕ КУСКИ ОБШИВКИ И ОСКОЛКИ ЛОПНУВШИХ ОТ ЖАРА БАЛКОНОВ, НО И НЕУДОБНЫЕ ВОПРОСЫ К СТРОИТЕЛЯМ И ЧИНОВНИКАМ.

   
   
Фото: АиФ / Светлана Хустик

 

Кто отвечает за пожаробезо­пасность наших домов? Где гарантии, что масштабное возгорание не случится снова в другом месте? Ответы на них власти предержащие давать не спешат.

Пожар настолько стремительно распространялся, что, несмотря на все усилия МЧС

(с использованием трёх вертолётов, которые вылили на дом 102 тонны воды, 19 пожарных машин и 132 сотрудников), они не могли справиться со стихией, пока практически полностью не сгорела вся обшивка дома. Общая площадь пожара составила 2 тысячи квадратных метров.

В высотке пострадали все 145 квартир. На компенсации жителям, по словам Эдхама АКБУЛАТОВА, мэра Красноярска, из городского и краевого бюджета выделят 28 млн рублей. А кто будет восстанавливать сам дом - неясно. Фасад и места общего пользования, по словам Акбулатова, обещают восстановить за счёт федерального министерства по ЧС, а вот за квартиры никто ответственность брать не хочет. Застройщики участвовать в восстановлении высотки не намерены. «Есть акт приёмки, дальше к нам никаких претензий», - отрезал Камо МУРАДЯН, генеральный директор «Сибагропромстроя».

Фото: АиФ / Светлана Хустик

 

Те, кто в 2011 году подписывали эту самую приёмку, от возможных обвинений тоже открещиваются. «Были предоставлены документы, подтверждающие пожарную безопасность применённых в строительстве материалов - сертификат, - поясняет Андрей ПРЯНИЧНИКОВ, руководитель службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края. - В рамках этого наша служба выдала заключение. На его основании разрешение на ввод в эксплуатацию уже выдавал муниципалитет». Что же получается: принимается не конкретное строение, а только документы на него? А если они не соответствуют действительности, то кто должен нести ответственность?

   
   

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Михаил САШКО, Почётный строитель России: - Практически все новые здания в Красноярске строятся либо по системе навесных вентилируемых фасадов, либо по технологии слоистой кладки «кирпич-утеп­литель-кирпич». Хотя второй вариант более безопасен, он всё-таки не является идеальным. 20 лет назад строителям представляли совершенно негорючий материал из циолита, но, увы, за эти годы его так и не начали применять. Что касается сгоревшего здания - делать выводы можно после того, как пожарно-техническая экспертиза определит, из какого материала был выполнен навесной фасад. Тогда можно установить, соответствовал ли он требованиям, особенно по пожарной безопасности, проходил ли проверку на огнестойкость. Такие испытания должны проводиться над всеми материалами, использующимися в производстве и монтаже навесных фасадов.

«ШАНСОВ УЖЕ НЕТ»

«Мы живём в соседнем доме и тоже выскочили на улицу, как почувствовали запах гари, - рассказывает Владимир. - Теперь боимся, как бы огонь не перекинулся на наши дома».

Пока одни снимали происходящее на телефоны, другие - в основном выходцы из Средней Азии - на руках относили в стороны машины, не дожидаясь владельцев. Загромождённые парковки во многих новых микрорайонах, как уже неоднократно убеждались красноярцы, мешают проезду пожарных машин.

- Мам, как думаешь, у нас ещё есть шансы? - слышен за спиной детский голос.

- Наверное, уже нет. Видишь, это наш зал горит, - отвечает ребёнку молодая мама. Как оказалось, они тоже живут в этом доме.

Пламя распространялось стремительно. Когда после нескольких заходов вертолётов казалось, что огонь немного утих, пожар через крышу перебросился и на четвёртую часть дома.

Фото: АиФ / Светлана Хустик

 

«Мой муж работает в МЧС, мы получили недавно эту квартиру на 16-м этаже, - ещё одна спасшаяся из горящего дома женщина с трудом сдерживает слёзы. - Мне показалось, что за окном какой-то странный сильный ветер. Стоял сильный гул. Брат открыл балкон, чтобы посмотреть, что происходит с погодой, и увидел, как с нижних этажей валит дым. Сын тут же стал стучать к соседям, мы постарались сообщить всем, кому успели, и спустились вниз».

Жильцы уверены, что пожарные сделали всё возможное: по иронии судьбы, 101 квартира в 145-квартирном доме находится в ведомстве МЧС, они выделены в качестве служебного жилья спасателям и их семьям. Остальные 44 находятся в собственности физлиц. Самостоятельно и с помощью пожарных из здания эвакуировались 175 человек, из них 35 детей. Никто не пострадал.

«ТУТ ЖИТЬ НЕВОЗМОЖНО»

В понедельник на месте работает следственная группа, спасатели разгребают завалы, а в подъезд пускают только собственников квартир - за вещами.

Из прокопчённого подъез­да идут люди с уцелевшим скарбом: кому-то хватает спортивной сумки, кому-то мало и перепачканных в саже пододеяльников. Вскрытые квартиры охраняют полицейские.

Хоть в МЧС и объявили, что жители смогут вернуться к себе домой уже во вторник вечером, многие этого делать не спешат. «Сама квартира не пострадала, только балкон сгорел полностью, - рассказывает Кирилл КИРИЛЛОВ. Его квартира на одном из средних этажей. - Но жить тут всё равно невозможно: во-первых, все комнаты закоптились, пропахли гарью. Во-вторых, ни воды, ни света, ни отопления нет».

Самые серьёзные повреждения - на верхних уровнях высотки. «С двадцатого этажа, где начинаются витражи, квартиры выгорели полностью», - рассказывает семья Холодовых, у которых сгорела одна комната. «Кто и когда будет восстанавливать жильё, нам пока не сообщают», - заключаетВладимир ХОЛОДОВ.

В течение недели семьям из выгоревших квартир должны выплатить по 343 тысячи рублей, одиноким квартировладельцам - по 171 тысяче, и всем без исключения жильцам - по 15 тысяч.

В пожароопасной «группе риска», которая стала очевидна после «факела» на улице Шахтёров, не только дома «Новой высоты». Чиновники провели инвентаризацию красноярского жилья: 13 домов с навесными вентилируемыми фасадами уже введены в эксплуатацию, ещё 10 - на стадии строительства. Правда, озаботились безопасностью жильцов чиновники и надзорные органы только после пожара.

Фото: АиФ / Светлана Хустик

 

Да и чьи головы теперь полетят - неясно. Единственный, кто был задержан по делу о масштабном пожаре, - рабочий, который герметизировал пластиковый балкон на 7-м этаже с помощью сварки: по версии следствия, пожар общей площадью 2 тысячи квадратных метров начался из-за нарушения техники безопасности.

Николай ГЛУШКОВ, министр строительства и архитектуры Красноярского края:
- Мы уже предложили губернатору проект распоряжения, в котором говорится о создании специальной рабочей группы. До 25 сентября она сделает анализ причин пожара в многоквартирном доме, а органы местного самоуправления совместно с МЧС до 15 октября проведут проверки состояния проездов и подъездов к домам, построенным с подобной технологией. Служба строительного надзора организует проверку образцов панелей в эксплуатируемых домах для проведения огневых испытаний. А пока мы рекомендуем строительным организациям приостановить использование подобных панелей в зданиях выше 50 м.