Благословила на бой. Как Дева Мария предсказала победу сибирской дивизии

Сто лет назад неподалёку от небольшого польского городка Августов произошло таинственное событие: солдаты увидели в небе Деву Марию, которая якобы предвестила победу русского оружия в развернувшихся в тех местах боях. Там, в глухих лесах, на самой границе с Восточной Пруссией, воевала 8 Сибирская стрелковая дивизия из Красноярска.

   
   

Явление Богородицы

Война, начавшаяся в августе 1914 года и вошедшая в историю как Первая мировая, длилась уже два месяца. К этому времени эшелоны с полками сибирских стрелков из Красноярска, Канска и Ачинска добрались до фронта. Ушедшая из Енисейской губернии 8 Сибирская дивизия начала войну в районе городов Сувалки и Августов. Неподалёку воевали стрелки из Иркутска.

Совсем недавно немцы одержали в Восточной Пруссии победу, разгромив русскую 2-ю армию и отбросив к государственной границе 1-ю армию. Прусские полки перешли в наступление, прибытие сибиряков на фронт оказалось как нельзя кстати. Развернулось Августовское сражение.

«Казалось, что мы все сложим головы в этих проклятых лесах. Пруссаки давили толпами, пулемёты, пушки, - писал в газете после окончания войны Григорий Фокин, уроженец Канского уезда. - Тогда вспоминали о явлении Богородицы, и даже слабые духом разили противника без устали. У пруссаков оказалась кишка тонка супротив сибирских стрелков».

31 Сибирский стрелковый полк на позициях в день полкового праздника 1 июня 1916 Фото: АиФ на Енисее/ Фото из архива Красноярского краеведческого музея

Известие о чуде распространилось среди солдат в начале октября. В окопах и на бивуаках рассказывались различные версии явления Девы Марии, каждый раз обрастающие новыми подробностями. По одной из них, даже опубликованной в столичной прессе, солдаты увидели в небе «Божию Матерь с Иисусом Христом на руках», рукой указывающую на запад. Затем видение приняло форму большого креста и вскоре скрылось. «После этого разыгралось большое сражение под Августовым, ознаменовавшееся большой победой», - сообщалось в газете.

Однако победа далась большой кровью и потом. Неизвестный красноярский офицер в письме в город на Енисее назвал пятидневное сражение адом.

   
   

«Не знаю, чьими молитвами жив! В этом страшном пятидневном бою у Ходорок наш полк дрался против четырёх полков. Наш корпус против трёх немецких. Был сам Вильгельм (германский император. - Прим. автора) и гвардия. По всему фронту от Осовца - Августово, Ходорок и Сувалок отступил разбитый неприятель. Нечеловечески дрался наш полк», - писал офицер.

Пулеметчик российской армии Фото: АиФ на Енисее/ Фото из архива Красноярского краеведческого музея

Рассказывал он о подвиге 30-го Сибирского стрелкового полка, чьи казармы находились в районе современной площади Революции в Красноярске. Полк был послан в обход немецких позиций и наткнулся на огромную колонну противника, которая заходила в тыл российскому корпусу, грозя его уничтожением. Сибиряки стояли насмерть на берегах небольших речек и болот, у лесных деревушек, сорвав планы противника.

«Наш полк, не допустивший занятия Августова, почти лишённого защиты и наполненного лишь обозами и тыловыми учреждениями, предотвратил величайший удар врага, который мог изменить весь ход операции на этом участке фронта», - рассказывал поручик Александр Егоров, разведка которого обнаружила немецкую колонну.

Немцы громили русские позиции артиллерией, поливали свинцом из пулемётов, у сибиряков подходили к концу боеприпасы. Командир полка Михаил Ижицкий несколько раз водил «енисейцев» в штыковую атаку.

«Подобно лавине, молча и безостановочно полк продвигался вперёд к намеченной цели, и что удивительно, почти беспрепятственно: немцы, как по команде, очищали дорогу, поспешно уходя назад, и лишь беспорядочно, не целясь, на бегу стреляли в воздух, - вспоминал вернувшийся вКрасноярск раненый полковник Андрей Кадинец. - Очевидно, вид идущего в атаку полка был настолько внушительным, что пруссаки спешили удрать, не желая столкнуться с русскими грудь с грудью».

Волчья хватка

Немцам весьма запомнились бои под Августовым, восточно-прусский гренадер писал: «Из этой войны нет возврата. В этих проклятых лесах русские показали свои волчьи зубы».

«Теперь, несколько успокоившись от пережитых ужасов, я могу писать как нормальный человек. Это была такая бойня, что все ходили, не сознавая окружающего, бросались в атаки, дрались за каждым кустом, - рассказывал неизвестный сибирский офицер. - Помню, как командир полка со слезами посылал в последнюю штыковую атаку».

Офицеры 50-го Сибирского стрелкового полка Фото: АиФ на Енисее/ Фото из архива Красноярского краеведческого музея

После пятидневных боёв сражение стихло. 30-му полку, потерявшему за эти дни более половины солдат и три четверти офицеров, подошли на помощь другие сибирские части, остатки немецкой колонны спешно отступили. Их потери были большие, по всему лесу лежали массы мёртвых тел, обмазанных грязью, обсыпанных жёлтыми листьями, производивших впечатление чего-то фантастического. «Ночью, - говорили солдаты, - нескоро отличишь, люди ли это лежат или какие-то брёвна понавалены».

Из чащоб вышли волки, которых водилось здесь множество. Сначала они были напуганы канонадой, но, когда всё стихло, серые хищники вернулись, чтобы пожирать трупы. Неред­ко их жертвами становились раненые, ещё живые солдаты. Сибирским стрелкам приходилось отстреливать хищников, чтобы спасти раненых немцев.

Народная икона

Говорят, что ни один из солдат и офицеров из числа видевших явление Девы Марии не погиб в Августовских лесах. Солдаты стали почитать чудо, пытались рисовать на клочках бумаги образки, надеясь, что они сохранят от гибели. О явлении было сообщено императору Николаю II, который распорядился описать этот случай в листовках. Через год после событий появились первые иконы Августовской Богоматери.

Вскоре стали появляться различные списки иконы, печатались плакаты, изготавливались пасхальные яйца. При этом так и не сложилось единого канона изображения - различные мастера рисовали явление по-разному. Общим на них были Божья Матерь с младенцем Иисусом на руках и молящиеся солдаты.

О чуде столетней давности не забыли и в XXI веке. В 2008 году Священный Синод Русской православной церкви внёс в официальный месяцеслов празднование в честь Августовской иконы Божией Матери.

Фото из архива Красноярского краеведческого музея

Смотрите также: