Схватка с обществом. Алексей Менщиков - о генплане Красноярска и садоводах

«Бизнесу не удалось пролоббировать свои интересы - победило общественное мнение. И власти нужно сделать один простой вывод: красноярцы не те, что были 10-15 лет назад. Нужно чувствовать народ и отражать его интересы в работе», - прокомментировал принятие генплана Алексей Менщиков, председатель совета Гражданской ассамблеи Красноярского края.

   
   

Несогласные

- Алексей Анатольевич, депутаты горсовета после длительных дебатов приняли генеральный план Красноярска, тем самым определив развитие города на ближайшие 20 лет. Насколько он соответствует интересам жителей города?

- Ни один из предыдущих генеральных планов города не был полностью реализован. Каждый раз возникали какие-то новые обстоятельства: экономические, политические, геополитические, - которые меняли взгляд на развитие города. К примеру, предыдущий предполагал перемещение центра города на Взлётку. Архитекторы всё это решили на бумаге, но в результате ничего не вышло. Развалины бывшего здания крайкома партии мы наблюдаем до сих пор. Поэтому очень сложно сейчас прогнозировать, что именно будет выполнено из того, что запланировано. 

Досье:
Алексей Менщиков родился в 1962 году в Красноярске. Окончил филологический факультет КГПУ, юридический факультет КГУ, аспирантуру Российской академии государственной службы при президенте РФ. Работал учителем, в администрации края и города. В 1999-2008 годах был депутатом горсовета Красноярска. Кандидат юридических наук, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, директор Института муниципального развития.

- Тем не менее копий вокруг него было сломано немало. Красноярцы нигде не выступали так активно с момента митингов по ферросплавному заводу.

- Общественное обсуждение шло сразу на нескольких площадках города. И самое активное было в Октябрьском районе. В одну из встреч туда пришло почти 700 человек. Напряжение было такое, что часть участников была готова запрыгнуть на сцену и начать драку с представителями комиссии. Негодовали по нескольким позициям: перенос речного порта на правом берегу, отсыпание русла Енисея на левом (чтобы построить новый жилой массив), застройка зелёных зон и ликвидация дачных сообществ в Октябрьском районе.

- Это говорит о том, что общество всё-таки стало активнее в отстаивании своих интересов?

- Активность нашего народа ровно такая же, как и в других странах мира. Люди никогда не проявляют интерес к тому, что их не касается напрямую. Одна из проблем западного мира - сугубая индивидуальность. Им, по большому счёту, всё равно, что происходит в Иране или Украине. Но если беспорядки начнутся в их городе, тогда они активизируются. Так и у нас. Люди были не согласны, чтобы урезали их права на свежий воздух, возможность выйти в лес или к реке, а также право отдыхать на земле, на своей даче. Люди живут сегодняшним днём и не верят красивым картинкам. Что будет через 10-20 лет, непонятно. Нам нужно жить здесь и сейчас.

   
   

Авось прокатит

- Получается, власть пошла на попятную, только после того как почувствовала сильное сопротивление общества?

- Меня очень удивило, что в городской совет генеральный план попал практически в той же редакции, что и был до общественных слушаний. Члены комиссии - разработчики и представители администрации - внимательно выслушали народ, но ничего не поправили. Авось проскачет, и никто не заметит! Не тут-то было. Дискуссия вспыхнула с новой силой в виде митингов. Под давлением общества депутаты приняли тот вариант плана, который устраивает горожан. И это правильно.

В этой связи власти нужно сделать один простой вывод. Общество не то, что было 10-15 лет назад. У него есть своё мнение, на которое достаточно сложно повлиять с помощью пиара и «правильных» публикаций. Нужно чувствовать народ и отражать его интересы в своей работе. Понять, что красноярцы до последнего будут отстаивать зелёные зоны, нетрудно.

Я думаю, что принятие данной версии генерального плана - это победа общественного мнения над чиновничьим подходом к работе. Бизнес-подход «кому где выгодно» не прошёл. Всё-таки всё решает общественное мнение.

- Тем не менее лоббирование интересов некоторых было слишком очевидным…

- Лоббирование группой строителей, которая представлена в городском совете, своих профессиональных интересов сразу стало очевидным и понятным. Ни для кого не секрет, кто за этим стоит. Но прогнуть свою линию им не удалось. Остальная часть депутатского корпуса, по всей очевидности, этому противостояла. Здесь стоит задуматься: а к чему приведёт наша низкая явка на выборы в муниципалитеты? Разве мы хотим ситуацию, когда интересы народа будут отстаивать лишь единицы? Сейчас депутатский корпус достаточно принципиален и сбалансирован: среди них нет устойчивой группы, которая может жёстко лоббировать свои интересы.

Лёгкие города

- Избавились ли мы от беды под названием «точечная застройка»? Ведь многие микрорайоны сейчас действительно строятся с учётом размещения детских садов, школ и больниц.

- У меня есть осторожный оптимизм по этому поводу. Хотя верить обещаниям не склонен. Когда я был депутатом городского совета, отдельные строители клялись нам, что Взлётку будут застраивать по всем правилам и нормам: с парками, детскими садами и школами. Эти вопросы не раз обсуждались на сессии и в администрации города. И что там?! Никакие обязательства не выполнены, цены на жильё ниже не стали, и инфраструктура отсутствует.

Сегодня, конечно, ситуация меняется, и мы видим микрорайоны, построенные по новым принципам. Влияет на них власть или же спрос населения на дома, которые обеспечены хоть какой-то инфраструктурой, сказать сложно.

- Много опасений высказывается и по поводу уничтожения последних зелёных зон в Красноярске. Удастся ли нам теперь их сохранить?

- В самом городе нет больших скверов и парков с реальной зеленью. Никто их не предусматривает и в новых районах. Чистоту воздуху дают большие площади насаждений, а не отдельные деревья, высаженные вдоль дорог. Центральный парк погибает на глазах - он просто не выдерживает такой пылевой и газовой нагрузки. В этом плане нас спасают только Столбы и Берёзовая роща в Академгородке. Это лёгкие города. Конечно, строителям выгодно развивать строительство в сторону зелёных зон. Они считают, что смогут дороже продать жильё в экологической зоне. Но если это произойдёт, мы превратимся в настоящую пустыню, окружённую пылью и духотой.

В этом плане неплохая идея осваивать бывшие промышленные площадки и земли аварийных домов внутри города.

Сады - буфер города

- Вы говорили, что один из способов сохранить природу - это защитить дачи. Как это понимать?

- Сады - это своеобразный буфер города. Ещё пять лет назад в районе БСПМ был дачный массив, а за ним лес. Сейчас от этого мало что осталось. Как только расчистят дачи, примутся и за лес - при строительстве многоэтажек это неизбежно. Я замечаю, как постепенно, год от года, город пожирает лесную зону. Я не против того, чтобы дачные сообщества перевели в зону одноэтажного строительства. Тогда и появятся жилые дома, и сохранится зелень. Большие коттеджные массивы имеют большинство городов России. Но, к сожалению, в предыдущие годы лобби строителей было сильнее всех здравых мыс­лей. Мы наблюдаем, как дачи близ города постепенно заменяются на многоэтажные дома. Садоводчества рядом с городом практически уничтожены, остались последние общества, которым получается отстоять своё.

- После Универсиады в Казани столицу Татарстана трудно узнать. Это современный город. Сможем ли мы так же кардинально изменить Красноярск за четыре года?

- Обольщаться я бы не стал. Не нужно возлагать на это завышенные надежды. Рассчитывать, что Красноярск преобразится, как Сочи после Олимпиады, глупо. Я поддерживаю Универсиаду в том плане, что во всяком случае мероприятие подобного уровня, конечно, даст толчок развитию города.