Красноярцам нужна не толерантность, а дружба

«Самый главный вопрос любого государства, а в особенности России, - национальный. И если сейчас мы не займёмся им и не озвучим чёткую государственную политику, «Украина» может начаться в любом из субъек­тов», - считает Геннадий Храмов, член палаты национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края.

   
   

Мини-Россия

- Сейчас в России проживает около 200 народов и национальностей, в Красноярском крае - 159. В этом плане наш регион - мини-Россия. По тому, что происходит у нас, можно судить обо всей стране. Можно отбросить экономику, социальную сферу… Но если будет упущение в национальной политике, это обязательно приведёт к конфликту и серьёзной проблеме. Что как раз и случилось после распада СССР. Только в 2012 году наметился чёткий курс в этом направлении: президент издал указ о стратегии национальной политики до 2025 года.

Фото: АиФ на Енисее/ Ирина Якунина

Я вырос в Советском Союзе. С раннего детства нас приучали к межнациональной дружбе. Ясли, детские сады, школы, средние специальные и высшие учебные заведения занимались воспитанием подрастающего поколения, передавали те духовные ценности, которые имел каждый народ. А сегодня детей учат толерантности друг к другу, то есть терпимости. Но ведь когда-то терпение может и лопнуть! Поэтому нужно жить в дружбе и согласии!

- Мы и жили в дружбе с Украиной. Но война всё равно столкнула нас лбами.

- Я не считаю, что мы поссорились. Это лишь игры политиков. Сейчас на Украине идёт борьба за передел власти, и не думаю, что это будет долго длиться. Народ постепенно понимает, что происходит на самом деле. Одних олигархов убрали, а других поставили. Такой власти долго жить не придётся. Думаю, украинский народ разберётся сам.

- В нашем регионе много украинских деревень. Как они переживали эти события?

- Эх, если бы все украинцы были такими, какие живут в Красноярском крае… Дружелюбные, терпеливые и терпимые к другим народам. Тогда того, что произошло на Украине, никогда бы не было. Конечно, они сильно переживали, но ни один из десятков тысяч не высказался в поддержку фашизма.

   
   

В Сибирь только в кандалах

- Интересна история заселения Красноярского края. С одной стороны, сюда ссылали и отправляли на каторгу, с другой - люди ехали в Сибирь за лучшей долей.

- В разные годы нас воспринимали по-разному. Скажу честно: когда я после института решил ехать в Сибирь из Чувашии, мой старший брат меня не понял. «За Волгу только в кандалах», - сказал он. И так относились к нам многие.

Но в Сибирь попадали не только уголовники, но и элита нации, которую ссылали сюда по политическим соображениям. Врачи, учителя, деятели культуры… Они формировали в Красноярском крае удивительный дух, основывали школы, больницы и дома просвещения. Поэтому, когда в прошлом году заговорили о том, что административные центры России могут перевести в Красноярск, я не удивился. Москва становится государством в государстве. Столицу оттуда нужно убирать. Кремль уже давно нужно сделать музеем - там мёртвая аура. А правительство и президента перевезти в другое место. И Красноярск прекрасно подходит для этих целей. 

Факт:
159 национальностей представлены в Красноярском крае.

- Латыши, литовцы, эстонцы, немцы, поляки - 159 нацио­нальностей в одном регионе. У каждого своя история. Как удавалось им жить в мире и согласии, несмотря на пёстрый состав?

- Наш секрет в нас самих. Сибиряки - это особый народ. В Сибири не важно, какой ты национальности, откуда приехал, какие у тебя родители и сколько денег в кармане. Какой ты человек в душе - так и будут к тебе относиться. Наверное, такая черта выработалась у нас именно из-за истории заселения края. Я это понял, когда в 1967 году приехал в Красноярский край. Здесь меня встретили как родного человека. Сразу дали всё, что нужно для жизни: работу, жильё, хорошую зарплату. Ехать в Сибирь и на Дальний Восток тогда было престижно и перспективно.

- Кстати, в переписи населения многие в графе «национальность» указывали, что они сибиряки.

- Конечно, национальностью это нельзя назвать. Да, мы особенные. Но мы не мыслим себя без России, и это важно отметить.

Сохранить самобытность

- В крае более 70 национально-культурных образований и автономий. Удаётся ли сохранить самобытную культуру?

- Самое сложное - сохранить язык. Для этого нужно иметь школы в местах компактного проживания того или иного народа. К сожалению, в Красноярском крае такие школы не сохранились. А было, к примеру, 30 чувашских и 40 татарских. Дети учились на русском и родном языках. Некоторые национальные школы закрывали временно по распоряжению правительства в 1950-х годах, некоторые ликвидировали за ненадобностью и больше не восстанавливали. Ведь после того как железный занавес упал, из Красноярска уехали тысячи человек разных национальностей. Деревни опустели, школы, естественно, тоже. Сейчас мы пытаемся создавать хотя бы классы, но пока этот процесс даётся трудно. Человек, оторвавшийся от своего языка, уже вернуться обратно не может.

- Некоторые специалисты кивают на национальные браки как на спасение. Поможет ли это?

- Это утопия. В Красноярске чётких рамок в этом плане никто не придерживается. Разве у любви есть национальность? Сердцу в таком деле не прикажешь. Возможно, определённых традиций до поры до времени придерживаются выходцы с Кавказа и из Средней Азии. Но и они со временем интегрируют в общество и создают интернациональные браки. В этом плане наша страна уникальна. Такое большое количество народов, религий, традиций. В некоторых республиках несколько государственных языков. Не нужно заграничных путешествий - попробуй сначала познать Россию. Такой страны больше нет на планете!

- Тянется ли молодёжь сейчас к своим корням, истории, культуре?

- К сожалению, этот интерес, как показывают мои наблюдения, приходит чаще всего с возрастом. К 50-60 годам у людей начинается ностальгия по малой родине, традициям, культуре, языку… Молодым об этом думать некогда. Скажу откровенно: и мои дети не говорят на чувашском языке. Несмотря на то что история нашего рода старинная. Храмов - от слова храм. Мой предок построил православный храм в чувашской деревне ещё во времена Петра I. В честь этого поп нарёк наш род. Хотя у чувашей всегда имя отца переходило в фамилию. Только в особенных случаях она давалась по другим признакам.

Досье:
Геннадий Храмов родился в 1947 году в Чувашии. Окончил Чебоксарский планово-экономический техникум. В 1990 году участвовал в организации красноярской региональной Чувашской национально-культурной автономии в Красноярске, с 2001 года руководит ею. Кандидат экономических наук, заслуженный работник культуры Чувашской Республики. Женат. Двое взрослых детей.

Смотрите также: