В Красноярске готовится к открытию необычный музей, где собрано более 300 антикварных кукол. Некоторым экспонатам уже до 100 лет. Чтобы собрать такую уникальную коллекцию, сибирячке понадобилось 20 лет. Корреспонденту «АиФ-Красноярск» удалось побывать в новом музее до открытия и узнать сколько лет самой старой кукле.
Украсить жизнь
Дамы в кринолине с ажурными зонтиками, причудливыми шляпками и маленькими собачками в руках, миниатюрное пианино, фарфоровые собачки, винтажные кресла, кораблики, плывущие по морю, амфитеатр, карусель. Всё это поселилось в обычном гаражном боксе с брутальными кирпичными стенами, закрашенными белой краской. Но главные персонажи этого музея - куклы. Они, словно живые, улыбаются, хмурятся, удивляются, задумываются, грустят, баюкают младенцев, треплют за ушком собачек и даже играют на музыкальных инструментах.
«Пока у нас нет официального названия, - признаётся хозяйка всего этого царства Наталья САФОНОВА. - Рабочее название, которое наиболее полно отражает его суть, - Музей игрушки и рукоделия. Собирать экспонаты я начала больше 20 лет назад. И, конечно, вовсе не думала, что увлечение превратится в музей. Но старинных вещей стало так много, что встал вопрос об отдельном помещении для их хранения, и не просто хранения.
Хотелось, чтобы ими любовались все. У меня было очень аскетичное детство. Никаких игрушек, а тем более кукол, мне не покупали. Родители не жалели денег на книги, занятия музыкой, а игрушки, по их мнению, могли увести в мир иллюзий. В памяти хранится лишь синенький утюжок и собачка, которую папа купил на рождение брата, когда мне было 4 года. Вот и все мои игрушки. Сейчас, будучи мамой и бабушкой, я понимаю, что невозможно лишить ребёнка радости игры и познания мира через моделирование маленьких жизненных ситуаций с помощью игрушки».«Когда мне было 26 лет, папа подарил мне путёвку в Германию. Был 1990 год, конец декабря. Рождественская Германия была вся украшена веночками, на улицах базары, ёлочки. Я словно в сказку попала. Это настолько потрясло, что я твёрдо решила, что создам особое настроение в моём собственном доме. Уже в 1993 году зарегистрировала своё первое предприятие. Началось с ателье, потом был павильон, где продавались кружева и пуговицы, чуть позднее - галантерейный магазин. Все рабочие помещения старалась как-то необычно украсить: старинными швейными машинками и фотографиями, вышивкой. Хотелось уйти от казёнщины. Стиль определился сам собой - ретро. Все эти вещи покупались в антикварных салонах Красноярска и на главном блошином рынке Москвы».
Маленькие модели
Чуть позже появились куклы. Первую Наталья купила на блошином рынке в Дюссельдорфе в 2012 году, она стоила чуть больше 100 евро. Как потом оказалось, у неё лишь головка была антикварная, а тельце - 50-60-х годов, поэтому и стоила она сравнительно дёшево. Старенькая, с облезлым от непростой жизни носиком, она была на тот момент самой желанной. И Наталья обняла её, как родную. С тех пор за 5 лет сформировалась коллекция, в которой уже около 300 кукол. Среди них есть те, которым более 100 лет.
Есть совсем маленькие куклы-пупсики, русские текстильные куклы 30-х годов и, казалось бы, новые - 2000 года, но сделанные на уникальной итальянской фабрике «Ленчи», которая уже закрылась. Она была образована в 30-е годы, и её куклы до сих пор очень ценятся в среде коллекционеров.
Вообще, по словам коллекционера, расцвет мировой кукольной промышленности пришёлся на конец XIX - начало XX века. Самой известной была немецкая фирма «Арман Марсель». Сам Арман - выходец из Санкт-Петербурга, маленьким мальчиком его увезли в Германию. Он вырос и начал производить кукол миллионными тиражами, в России они были самыми распространёнными. Любая коллекция начинается с кукол Армана Марселя, и они будут обязательно представлены в музее.
Ещё более ранние - французские куклы, в музее будут выставлены куклы-модницы 1880-х годов. Интересная деталь - в те времена всю одежду шили вручную, машинку запатентовали только в конце XIX века. И модные дома, чтобы демонстрировать свою продукцию, но при этом не тратить много ткани и времени на пошив дорогих нарядов, шили комплекты одежды, которую они производили для людей, на кукол и выставляли их в витринах своих салонов. Поэтому ранние куклы были настоящими моделями для демонстрации взрослых платьев.
Самые старые в коллекции - восковые куклы 1860-х годов. Большая удача для коллекционера найти такой антиквариат.
У всех игрушек своя история. Например, древесно-стружечный Ванечка 1968 года рождения будто бы впитал в себя трагическую историю семьи, в которой он жил. Его подарила Наталье блокадница Фрида Николаевна Шопина. Её отца-адвоката расстреляли в 1938 году. А в 1941-м её вместе с сестрой эвакуировали из блокадного Ленинграда в Красноярск. Сестрёнка умерла в госпитале на станции Енисей. Женщина сохранила жуткие воспоминания о тяжёлых военных годах.
После Фрида Николаевна мечтала вернуться в родной город, но не получилось. Вышла замуж, родила мальчика, и на рождение сына её мама подарила ей этого Ванечку. Кукла прожила в семье 50 лет. И вот Фрида Николаевна решила передать её в дар музею, чтобы сохранить память о своей семье.
«Зингер» и «большевик»
На вопрос, почему музей расположился в таком странном помещении, Наталья отвечает, что всё получилось спонтанно. Когда-то были у одного из её сыновей (а их у неё четверо) планы о собственном бизнесе - ремонте автомобилей, и семья купила гараж под автосервис. Но не сложилось, а помещение осталось. И тогда муж Натальи Евгений принял решение устроить в нём музей.
Сделали ремонт, покрасили стены, уложили пол, смотровую яму и пространство перед ней превратили в море и пляж. Сначала кукол поселили в витрины, потом возникла идея сделать для них домики. Получился кукольный городок, который превзошёл все ожидания авторов.
Кроме игрушек, в музее представлены образцы кружев и одежды, раритетная мебель, старинная рекламная продукция, купчие и паспорта на швейные машинки. Раньше машинки стоили безумных денег, их покупали в рассрочку на 2-3 года, выдавая красивые свидетельства и специальную книжечку, куда вклеивались марки после каждой оплаты. Особо ценный экспонат - подлинный баннер магазина «Зингер», которых в России было около 300, и реклама отечественной фабрики «Большевик», где производили галоши.
Для любителей советской эпохи в музее есть отдельный зал, в котором собрана коллекция коньков, лыж и раритетных ёлочных игрушек.
«Конечно, этот музей в основном для женщин и детей, - признаётся Наталья. - Но вы не представляете, сколько любителей кукол и рукоделья среди мужчин! Тема актуальная для всех. Ведь мы все родом из детства».