Арктике готовят новую Стратегию

На очередном заседании дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) участники обсудили проблемы и перспективы межрегионального взаимодействия в Арктике. По их мнению, нужна «система координат» для новой арктической стратегии в стране.

   
   

Эксперты назвали проблемы развития девяти регионов, территории которых входят в зону Арктики. Это неравномерность распределения ресурсов, моноструктурные экономики, ориентация на сырьевой экспорт, малая доля продукции с высокой добавленной стоимостью, инфраструктурные ограничения, доминирование отраслевого подхода, недостаточная координация между видами экономической деятельности и риски для инвесторов.

Участники клуба сочли: развитие северных территорий страны требует объемных финансовых и административных ресурсов федерального уровня.

Андрей Федотов, постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при президенте РФ и первый зампредседателя правительства республики:

- Задачи по освоению Арктики, которые сформулировал глава государства, носят стратегически-запредельный характер по напряжению. Это и нацпроекты, и программа опережающего развития Дальнего Востока, и стратегия развития Арктики. Философия региональности сегодня никак не может быть принята, это тупик.

Виктор Досенко, директор Международной академии транспорта:

- Треть населенных пунктов в Арктике не имеет устойчивой круглогодичной связи с дорожной сетью остальной страны.

   
   

В качестве приоритетов он также назвал начало активного судоходства по Севморпути, открытие национальной арктической контейнерной линии, развитие паромных перевозок.

Валерия Андрусенко, руководитель направления «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск»»:

- Росатом или Совкомфлот сегодня не готовы заниматься созданием единого национального оператора контейнерной линии. Для примера, китайская компания Cosco Shipping в 2013 году начала тесты, а в этом уже заявила 14 коммерческих рейсов. Может случиться, что в ближайшем будущем у иностранных компаний окажется больше компетенций в области судоходства по СМП, чем у нас.

На федеральном уровне, по мнению участников, необходимо решать и проблемы туристической отрасли. Андрей Катаев, гендиректор чукотского фонда «Мост», напомнил: большую проблему для развития круизного туризма представляет собой не только визовый режим, но и необходимость получать дополнительные разрешения. При этом круизный туризм, особенно из Китая, является для Чукотки перспективным источником доходов.

Дарьяна Максимова, и.о. исполнительного директора международной организации «Северный Форум», поделилась практикой международного сотрудничества северных регионов мира.  Сейчас в организации состоят 14 регионов разных стран, в том числе из Кореи, США, Финляндии и Исландии.

Александр Воротников, модератор мероприятия, эксперт ПОРА по ГЧП:

- Можно с сожалением констатировать, что Арктика не представляет собой единого целого из-за пространственной, коммуникационной, социально-экономической разобщенности субъектов макрорегиона. Необходимо межрегиональное взаимодействие, которое должно охватить все сферы жизнедеятельности человека, послужить развитию образования, науки и культуры, укреплению доверия и международного сотрудничества. Это позволит сгладить контрасты развития внутри Арктической зоны. Все проблемы и предложения по их решению должны найти отражение в Стратегии развитии Арктики до 2035 года, которую планирует в этом году представить Минвостокразвития.

Смотрите также: