На улицы Красноярска вышли 40 новых автобусов небесно-голубого цвета, который выбрали сами горожане. Эта первая партия экологичного транспорта, работающего на природном газе, — подарок городу в преддверии его юбилея. Новые машины полностью заменили старый транспорт на маршрутах № 12 на левом берегу и № 19 — на правом.
Чтобы лично оценить комфорт и технические возможности новинок, губернатор Михаил Котюков и временно исполняющий обязанности главы города Роман Одинцов совершили тестовую поездку и пообщались с водителями.
Вклад в экологию
Замена дизельных автобусов на газовые — это не просто обновление автопарка, а важный шаг в реализации федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экологическое благополучие». Сжиженный природный газ в двигателе сгорает полнее, за счёт чего снижается количество вредных выбросов в окружающую среду.
«МАЗы» в Красноярске уже неплохо себя зарекомендовали. Это более современная модель, она работает на природном газе и бережёт экологию. И очень важно, что эти автобусы уже вышли на городские маршруты. Мы продолжаем программу обновления общественного транспорта в крае«, — подчеркнул Михаил Котюков.
Красноярск, как и другие крупные промышленные центры страны, планомерно работает над снижением нагрузки на окружающую среду. Транспортная реформа играет в этом ключевую роль.
Готовность к сибирской зиме
Новые автобусы произведены на Минском автомобильном заводе в Республике Беларусь. По словам представителей предприятия, эти модели уже успешно эксплуатируются в суровых климатических условиях Ямало-Ненецкого автономного округа и в таких крупных городах, как Санкт-Петербург и Челябинск. Техника изготовлена в строгом соответствии с требованиями министерства транспорта Красноярского края, и полностью готова к сибирским зимам.
Как заверил заместитель коммерческого директора Минского автомобильного завода Владимир Дормаш, проблем с работой в сибирских условиях не возникнет.
«Кондиционеры, системы отопления, отопление от моторного отсека сейчас адаптированы к использованию гораздо лучше, чем 10–15 лет назад. Это создаёт комфортные условия для пассажиров, даже в минус 40 градусов», — отметил эксперт.
Он также добавил, что управление новой техникой не вызовет сложностей у водителей.
«Водитель, пройдя инструктаж один раз, быстро привыкнет к новым автобусам на газомоторном топливе. Чуть повнимательнее нужно быть в эксплуатации, соблюдать технику безопасности при подаче топлива. Ничего сложного в этом нет», — пояснил Дормаш.
Под цифровым контролем
Помимо экологичности, новые автобусы могут похвастаться передовыми технологиями, обеспечивающими комфорт и безопасность. Салоны оборудованы мониторами, USB-зарядками для гаджетов и валидаторами для безналичной оплаты. Для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены система наклона кузова на остановках и откидной трап для колясок.
Особое внимание уделили безопасности. Автобусы интегрированы в систему «Безопасный город», что открывает новые возможности для контроля и правопорядка.
«В одном автобусе установлено восемь камер внутри и снаружи салона, чтобы контролировать внешнюю обстановку. Потоки с видеокамер передаются в систему „Безопасный город“. Здесь возникает много возможностей, появляется биометрическое распознавание лиц. Если в автобус войдёт человек, находящийся в розыске, то система идентифицирует его и уведомит правоохранительные органы. Автобусы оборудованы ГЛОНАСС-терминалами, соответственно, можно отследить местоположение транспорта и оперативно задержать злоумышленника», — рассказывает руководитель центра информационных технологий Красноярского края Василий Дружинин.
По словам эксперта, такую технологию уже успешно применяют правоохранительные органы в Новосибирске.
Взгляд из-за руля
Больше всех новому транспорту, конечно, рады те, кто будет проводить в нём целую рабочую смену, — водители. Они уже успели протестировать машины и поделились первыми впечатлениями.
Его коллега Анна Яковлева, работающая водителем уже шесть лет, раньше управляла дизельным «МАЗом» и видит колоссальную разницу. Тихий, плавный ход газового двигателя заметно снижает утомляемость в конце смены.
«Новая техника всегда приятнее старой. Автобус едет тихо, ровно, не знаю, в топливе ли дело или в том, что он только с завода. Набирает скорость хорошо. Конечно, предыдущие автобусы уже сбоили, нуждались в ремонте. А здесь всё работает правильно, качественно», — рассказывает Анна.
Особенно водителям понравилась современная электронная панель управления, которая заменила механическую. На ней отображаются все ключевые данные: от скорости до процента заправки и состояния дверей.
«Это удобнее, потому что ты сразу можешь оценить, как работает твой автобус», — отмечает Анна.
Не только в столице
Программа обновления общественного транспорта охватывает не только краевую столицу, но и другие крупные города региона. Так, по поручению губернатора 12 современных газомоторных автобусов уже переданы Норильску. Все они вышли на один из самых востребованных маршрутов — № 40, связывающий Норильск и жилой район Оганер.
«Замещение старых дизельных автобусов на новые газовые значительно улучшит экологию города. Автомобили оснащены современным оборудованием, произведены по последнему слову техники: современный двигатель, комфортный салон, традиционное северное исполнение», — отметил министр транспорта края Дмитрий Зотин.
Председатель правительства Красноярского края Сергей Верещагин добавил, что в Норильске и до этого был достаточно новый автопарк, а эта партия позволит довести долю техники моложе 10 лет до 80%.
Первые десять экобусов, работающих на природном газе, вышли на маршрут и в Ачинске в 2024 году. Это автобусы «Вектор NEXT» Павловского завода. Эти машины среднего класса, рассчитанные на 59 пассажиров, оснащены газовыми двигателями мощностью 170 л. с. стандарта «Евро-5». Запас хода на одной заправке достигает внушительных 600 км. Примечательно, что экобусы стали основой автопарка муниципального перевозчика, который до этого занимался исключительно трамвайной сетью. Это знаменует новый этап в развитии общественного транспорта города. Новый маршрут для экобусов был разработан с учётом пожеланий горожан и охватил частный сектор и отдалённые районы. Ещё 11 экологичных автобусов прибудут в город до конца 2025 года.
Красноярский край делает ставку на системный подход к улучшению качества жизни и экологии. Каждый небесно-голубой автобус на улицах — это ощутимый шаг к тому, чтобы столица региона встретила своё 400-летие современным, комфортным и по-настоящему чистым городом.