«Берегите мир!» Команда «АиФ» поздравила ветеранов с Победой

За 11 лет журналисты вместе с друзьями и партнёрами редакции побывали в более 100 населённых пунктах края и записали огромное количество историй живых свидетелей самой кровопролитной войны. © / Ольга Лобзина / АиФ

«Берегите мир!» - эта фраза стала лейтмотивом автопробега «Поздравь ветерана с Победой!» – 2023, который команда «АиФ» в Красноярске проводит накануне Дня Победы, начиная с 2013 года.

   
   

За 11 лет журналисты вместе с друзьями и партнёрами редакции побывали в более 100 населённых пунктах края и записали огромное количество историй живых свидетелей самой кровопролитной войны. За эти годы также собран уникальный видео- и фотоархив.

Сегодня в Красноярском крае в живых осталось всего 144 участника Великой Отечественной войны, чуть больше блокадников и детей войны, свыше 4 тыс. тружеников тыла. Одиннадцать лет назад, когда журналисты и друзья редакции впервые отправились в автопробег, свидетелей тех страшных событий было в десятки раз больше...

За себя и товарищей

В этом году наша команда посетила посёлки Емельяново, Еловое, Памяти 13 Борцов, Кедровый, Козулька, город Ачинск и деревню Карловка. Здесь в живых осталось только восемь участников войны и узников концлагерей, более 90 тружеников тыла и детей войны.

По традиции для ветеранов организовали мини-парады и концерты под окнами их домов, к поздравлениям присоединились и многочисленные жители. И когда чеканили шаг курсанты Военно-учебного центра СФУ, ветераны выпрямляли спины и стоя приветствовали Знамя Победы и флаг России. А в глазах было столько света, любви и добра!

Ветеранам уже под сто лет, а кому-то и больше, но они держатся, как будто живут за себя и своих фронтовых друзей, которые не вернулись с войны. Они поражают своим невероятным позитивом и жизнелюбием. Вместе с артистами пели песни военных лет и даже пританцовывали, делились воспоминаниями и давали напутствия молодому поколению. Единственное пожелание от ветеранов: «Берегите мир!»

«Если отдам весь хлеб, ты умрёшь»

Первой остановкой стал посёлок Емельяново. Возле мемориального комплекса погибшим в годы Великой Отечественной нас ждали дети войны и сегодняшние ребятишки. Старшие ребята несли Пост № 1, первоклассники пришли, чтобы принять участие в мероприятии и возложить цветы в память о своих односельчанах.

   
   
Первой остановкой стало Емельяново. Фото: АиФ/ Вера Ракова

Песню «Катюша» вместе с участницей автопробега, десятилетней Настей Хохловой, первоклашки пели хором. Чувствуется, что слова знают наизусть, и так самозабвенно вытягивают каждую ноту. Как выяснилось, они ещё с детского сада изучают историю страны. Не вертелись, даже когда шла официальная часть. А потом вместе со взрослыми возложили цветы к Вечному огню.

На встречу пришли десять детей войны. Они тоже подпевали участникам автопробега, а после поделились своими воспоминаниями.

Алевтине Григорьевне Нагибневой не было и двух лет, когда началась война. Они тогда вместе с родителями жили в Норильске. Первые воспоминания её о войне и последние об отце – когда он стоял с рюкзаком на плече, подержал её на руках, поставил на стол, чмокнул в щёчку и ушёл. Больше она его никогда не видела. Северный город, как и вся страна, трудился для фронта. Здесь еды особенно не хватало. Жили они с матерью тогда на квартире. Осенью бегали собирать ягоды, на карточки выдавали молоко. Хозяин квартиры выпивал молоко, съедал ягоды, а они оставались голодными. Хлеба давали очень редко.

«Помню, что всё время хотела спать. Однажды мама принесла кусочек хлеба, дала совсем немного, больше не даёт. Я в слёзы. А она: «Если я тебе сейчас весь дам, ты умрёшь». Приходилось терпеть».

После войны мама снова вышла замуж, родилось ещё четверо детей. Но Алевтина осталась самой маленькой, хоть и была старшей. Сейчас из её братьев и сестёр в живых не осталось никого. «Такой голод пережила, но как-то выжила, видимо, закалилась, за всех живу», – добавляет женщина.

Чужой папка

Лидия Семёновна Кузнецова отца своего почти не помнит, ей было 1,5 года, когда он ушёл на фронт. Вместе с ней в семье было четверо ребятишек. Голод, надеть нечего. Помнит, как в школу пошла с чёрной тряпочной сумкой, одета и обута была с чужого плеча. Но училась хорошо, как и её братья и сестра. Все окончили школу и получили высшее образование.

А вот Пелагее Тимофеевне Пустовой повезло меньше. Она с трудом окончила начальную школу – тяжело было без отца. Он ушёл на фронт и даже не узнал, что она родилась, в 1942 году. Повестку ждал несколько месяцев, ходил за ней на призывной пункт несколько раз за десятки километров. Но воевал недолго, был убит в первом бою.

Отец Валентины Ивановны Дмитриевой был сапёром, но не на фронте – он обучал новобранцев. Жили они тогда в Забайкалье.

«Помню, приехали первые солдаты, мы тогда совсем маленькие были, бегали к военной кухне под горой, они нас кашей угощали. Когда закончилась война, я не понимала, почему одни плачут, а другие смеются, а военные стреляют в воздух. Потом приходили первые раненые, люди собирались у них на квартире и слушали их рассказы. Радовались, когда чей-то папка приходил с войны. Хочу сказать словами нашего историка Ивана Турбина:

Мы помним вас, отцы и деды,

Традиции народа мы бережно храним.

Спасибо вам за ту Великую Победу,

Но коль заденут нас, ещё раз победим.

Поэтому желаю нашим ребятам, которые сейчас освобождают Украину от фашистов, одержать победу и постараться вернуться живыми!»

По два километра каждый день

В Емельяновском районе в живых остались только два участника Великой Отечественной войны. К ним мы заехали домой. Провели парады и концерты под их окнами.

В 1941 году Николай Алексеевич Елисеенко был ещё юным мальчишкой, на фронт его не брали, хотя он уже два года работал на тракторе в поле – сеял, убирал урожай. Из-за корочек тракториста, которые он получил сразу перед войной, его не хотели отпускать из колхоза, мол, больше пользы фронту принесёшь, выращивая зерно.

Парад у дома ветерана Николая Елисеенко. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

«Я с ужасом вспоминаю, как моих старших товарищей забирали на фронт. Как их, ещё совсем молодых, восемнадцатилетних юнцов, сажали на обозы и отправляли на запад. Когда в нашем селе почти не осталось ребят призывного возраста, на фронт начали проситься и мы, ребята помладше. Подделывали свидетельства о рождении, исправляли дату рождения в личных делах, но всё тщетно. Никто не верил, оставляли нас в тылу. Но я был упрямым, и вот когда подошло время нашего призыва, я, как и положено, в 8.00 уже стоял на пороге военкомата и был готов к отбытию», - говорит 99-летний ветеран.

В 1942 году Николая Алексеевича сначала отправили в учебку в Новосибирск, а после на север страны – на Карельский фронт, где он проходил службу на русско-финской границе стрелком, охраняя покой и неприкосновенность наших рубежей. На границе молодой солдат неоднократно проявлял смекалку, находчивость, мужество и отвагу, когда захватчики совершали вылазки, собирая разведданные.

«С минами обращаться нас учили уже на практике. Как-то пришли в одно место, где раньше располагались немецкие части, а там домик стоит хороший. Мы обрадовались – койки есть, можно прилечь, отдохнуть. Начальство нас быстро оттуда выгнало. Ушли подальше, расположились, ужин начали варить. Вдруг эта избушка взлетела на воздух, только щепки полетели. Оказывается, заминирована была».

За участие в Великой Отечественной войне Николай Алексеевич был награждён медалями «За победу над Германией» и «За отвагу».

После войны остался охранять северные границы Родины. С 1947 по 1951 год участвовал в параде Победы на Красной площади.

«Нас собрали всех – самых высоких солдат – и отправили в Москву. Готовили к параду. Самый высокий был 2 м 10 см, самый маленький – 1 м 80 см. Сапоги яловые, подкованные железом. По улице как пойдём, все в окна выглядывают: что за шум такой? А это мы гуляем», – вспоминает ветеран.

С тех пор Николай Алексеевич проходит в день по несколько километров на стадионе, что под окнами дома, а на лето уезжает на дачу, где занимается огородом. Когда приехала с поздравлениями наша команда, он не стал смотреть парад с балкона. Вышел на улицу и, когда курсанты вносили знамя Победы и российский флаг, стоял навытяжку, словно не чувствуя своих почти 99 лет.

«Выпросил у Бога жизнь»

Ветеран из деревни Еловое Алексей Григорьевич Хрулёв в ноябре будет отмечать юбилей – 100 лет. В 2017 году, когда команда автопробега приезжала к нему, он пообещал нам прожить до ста. «А дальше как Бог даст». И Бог ему даёт сил и энергии. Его дочь Валентина говорит: «Он ещё здоровее меня будет. Как непогода, у меня давление, а он по деревне бегает». Нас встречал – грудь нараспашку, хотя на улице пробрасывал снежок. С трудом уговорили присесть на скамейку. Медали звенят при каждом движении.

Участнику войны Алексею Хрулёву в ноябре отметит 100-летний юбилей. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Когда началась война, ему было почти восемнадцать, но в 1941-м на фронт не попал: паром до их отдалённой деревни в Каргасокском районе Томской области не дошёл. Призвали через год. Дважды награждён медалью «За отвагу». Первый раз – за эпизод в декабре 1944-го, когда, отражая контратаку немцев, автоматным огнём уничтожил четырёх гитлеровцев. Второй – за бой в январе 1945-го, когда, заметив выбывшего пулемётчика, заменил его и убил трёх фашистов. Воюя в пехоте, лишь чудом остался жив в танковой атаке.

«Любой бой, конечно, опасный. Только и жди, когда тебе прилетит «подарок». Вот я и дождался. А я Бога просил или убить меня, или ранить так, чтобы я жить мог. Вот и выпросил», – поделился Алексей Григорьевич.

Пуля лишь ранила его в левую руку, вырвав кусок мышц. Он потерял сознание, упал, и его присыпало землёй. Очнулся, когда было уже темно. На счастье, его обнаружили бойцы, пришедшие за телами убитых, и доставили в госпиталь. Там солдат лежал четыре месяца, остался инвалидом на всю жизнь. Весть о Победе его застала в Прибалтике, на 2-м Прибалтийском фронте. «Обнимались все, целовались! Радовались, что живые остались! Такое облегчение!»

Демобилизовался Алексей Хрулёв в конце 1946 года и вернулся домой, преодолев пешком почти 500 км пути.

«Знаю каждого в лицо»

По пути нашего следования мы заехали в посёлок Памяти 13 Борцов и в бывший военный городок Кедровый. Здесь возложили цветы к Вечному огню и пообщались с пришедшими на встречу ветеранами.

Нина Ануфриевна Степанова во время войны была малышкой. Выживали благодаря тому, что держали поросёнка, весной собирали и ели траву – черемшу, кудрявку, пучку… «Наедимся – и здоровые». После войны уже вышла замуж за ветерана, но он рано ушёл из жизни, в 66 лет. Сейчас Нине Ануфриевне помогает Виктор Иванович Гайтанов – труженик тыла. Ему на начало войны было 12 лет. Работал в колхозе в Тасеевском районе вместе с братьями, а по вечерам развозил верхом на лошади повестки солдатам.

«Я каждого фронтовика до сих пор помню в лицо, знаю, какого года рождения, кто вернулся и кто не пришёл», – вспоминает 93-летний труженик тыла. Потом он долгие годы работал в совете ветеранов.

Преемственность поколений

В Кедровом возле памятника воинам-ракетчикам нас встречали дети войны. Здесь захоронены десять ребят. 5 августа 1967 года на 39-й пусковой установке ракетной части № 52634 самопроизвольно запустились основные двигатели ракеты УР-100. Военнослужащие ценой своей жизни не дали ей взлететь и взорвались вместе с ней.

Здесь же были те, кто знал этих ребят лично – их детство пришлось на годы войны. Среди них Борис Петрович Елесин. Ему шёл четвёртый год, когда началась война. Мать работала на шахте, они с братом, который на два года старше, сами вели хозяйство. По матери сильно скучали. Однажды ночью решили бежать к ней. Отцепили вагонетку, она понеслась по рельсам и сбила мать, которая как раз вывозила на лошади уголь. Матери оторвало пальцы, животное со сломанными ногами отвезли на скотобойню. Потом у них сгорел дом, сами чудом остались живы.

«Помню, как в День Победы все пацаны бегали и приветствовали самолёты, которые летали над нашими головами, нам они казались такими огромными. Мужики на тракторах выезжали. Такое веселье было, ёлки-палки. Мы тогда были уверены, что больше такого не повторится. Но вот опять. Считаю, что нельзя затягивать войну на Украине, столько ребят полегло и ещё лягут. Мне пока непонятно, почему всё так долго, но там наверху, наверное, виднее».

Проект реализуется при поддержке золотодобывающей компании «Полюс».