Боец общественного фронта. Эксперт о госзакупках и серых схемах

В 44-ФЗ, который регулирует бюджетные закупки, есть пробелы, дающие возможность для коррупции. © / Анна Прибылова / Коллаж АиФ

С взяточничеством борются не только правоохранительные органы, но и общественники. Юрист, председатель общественного совета при Агентстве госзаказа Красноярского края Марина Кондратюк, которая несколько лет занимается бюджетными закупками, уже на первом этапе распознаёт коррупционную схему и пытается её отсечь. Правда, делать это в последнее время стало гораздо сложнее. Почему? - узнавал корреспондент «АиФ-Красноярск».

   
   

Индекс расточительности

Татьяна Фирсова: Марина Валерьевна, когда вы решили заняться закупками, не было мысли, что столкнётесь с коррупционными схемами?

Фото: Из личного архива/ Марина Кондратюк

Марина Кондратюк: Лишь спустя полгода поняла, что в 44-ФЗ, который регулирует бюджетные закупки, есть пробелы, дающие такую возможность. Сначала наивно думала: люди просто ошиблись, но оказалось, это не так. Помните контракты на новогодние корпоративы за счёт бюджетных средств, подарки по баснословным ценам, дорогущие люксовые автомобили, которые заказывали руководители бюджетных организаций? Именно тогда впервые по инициативе общественников был введён «индекс расточительности», который и выявлял коррупционные схемы. Да, в автомобилях, на которых чиновники перемещаются по объектам, должны быть подушки безопасности, кондиционер и минимальный комфорт. Но как при этом на качественную работу представителя власти влияют панели из красного дерева или коврики из специальных нитей?

Мы предложили ввести нормирование закупок, чтобы государственные и муниципальные служащие не пользовались излишней роскошью. Красноярск одним из первых в стране принял постановление о нормировании закупок автомобилей, компьютеров, офисной мебели и служебных мобильных телефонов. И ограничили их стоимость для чиновников в зависимости от занимаемой должности.

– В каких отраслях чаще всего встречаются серые схемы?

– В строительных закупках, поставках технически сложного или специального (медицинского) оборудования, когда в техзадании размещаются условия, выполнить которые может только «свой» подрядчик. Один из ярких примеров – тендер на поставку компьютеров со сроком исполнения в три дня. С техническими характеристиками и форматом сборки, описанными в техзадании, сделать это было нереально. Комплектующие должны были поставляться из Китая, и на выполнение заказа должно было уйти не менее двух-трёх недель. Сразу было понятно: компьютеры уже собраны и стоят где-то на складе

По нашим запросам ФАС России проверяла крупные строительные тендеры, были отменены контракты, которые разыгрывались уже по факту выполненных работ или под «своего» поставщика. Удалось навести порядок и в документах при подготовке к Универсиаде.

   
   

Корыстолюбие

– Это касалось строительства спортивных объектов?

– Да. На сайте госзакупок размещалась только информационная карта, не всегда с техзаданием, и полностью отсутствовала проектно-сметная документация, где должны быть подробно прописаны виды работ, используемые материалы, этапы и стоимость. По мнению заказчика, это требование закона не являлось обязательным. В информации о закупке говорилось, что с ПСД либо локальным сметным расчётом можно было ознакомиться по месту нахождения заказчика. Но ведь в тендере могли принять участие компании со всей страны. С нашей точки зрения, такое толкование 44-ФЗ ограничивало число участников и нарушало закон о конкуренции. В результате нарушение устранили.

Отмечу, что раньше общественники могли напрямую обратиться в региональное отделение Федеральной антимонопольной службы или в ФАС России, в прокуратуру с просьбой отменить закупку в связи с нарушениями закона. Сейчас мы не имеем права обращаться с заявлением о проверке, соответствует ли закупка законодательству, с одновременной приостановкой её проведения или отменой. Но мы идём другим путём: если видим нарушения, составляем справку и отправляем в Москву – там проводится аналитическое исследование на уровне ФАС России. Но работать стало сложнее.

– Почему были введены такие ограничения?

– Возможно, это было связано с многочисленными обращениями, в том числе и недобросовестных участников торгов, которые пытались затянуть сроки или создать видимость конкуренции. Подобных случаев немало, когда конкурент с помощью жалобы пытается заставить победителя выполнить его условия. Если есть претензия по конкурсу, ФАС обязана приостановить подписание контракта на 10 дней. Нередко это приводило к срыву сроков выполнения заказа. Простой пример с дорожным ремонтом. При затягивании сроков его начнут не в июне, а в сентябре или октябре, и каким будет качество? Это же касается и поставок лекарственных препаратов в больницы. Кто-то преследует корыстные интересы, а в результате могут пострадать пациенты из-за нехватки лекарств в больницах, так как закупка была проведена не­своевременно.

– В прошлом году депутаты Заксобрания выяснили, что срок реализации купленных за бюджетные деньги препаратов для онкобольных истекает через три месяца. За это время их было невозможно использовать. А это как назвать – некомпетентность?

– Точно сказать сложно, но можно предположить, что при оформлении техзадания кто-то не включил голову, и была закуплена большая партия со сроком годности, близким к окончанию, за который использовать такую большую партию медикаментов невозможно. ОНФ не раз поднимал тему льготных медикаментов. В частности, когда в «Губернских аптеках» лекарства на 50% от цены были дороже, чем в соседних аптеках по полной стоимости. В компании пытались объяснить, что на цену влияют объёмы закупок, стоимость аренды складов и северный завоз. Вскоре навели порядок, и стоимость препаратов в этой краевой государственной аптечной сети стала ниже. По лекарственным препаратам достаточно много нарушений. Сейчас на специальном сайте можно проверить стоимость любого лекарства: если цена отличается на определённый процент, можно предположить, что не исключена коррупционная составляющая.

Красная тряпка для быка

– Больная тема для края – несанкционированные вырубки. Есть ли возможность на стадии закупки навести порядок в лесной отрасли нашего региона?

– На аренду лесов проводятся аукционы и торги. Когда стали глубоко разбираться, поняли, что есть серьёзная проблема с определением границ земельных участков. Их либо нет в кадастровом плане, либо они нанесены нечётко, это так называемые «белые пятна». Вместе с депутатом Берёзовского района Мариной Якубенко внесли предложения министру лесной промышленности о выделении средств на проведение кадастра и постановки земли на учёт, чтобы не было злоупотребления при вырубке лесов. Насколько знаю, эту работу уже начали. Но до сих пор на территории края существуют «белые пятна», и о них отлично знают «чёрные лесорубы». Берут в аренду земельный участок для ведения сельхозработ, по документам это поле, а фактически лес, который рубят на якобы законных основаниях. Важно, что удалось закрепить в Лесном кодексе норму о лесовосстановлении, которым должен заниматься арендатор на вырубленных участках.

– На прошлой неделе в Красноярском крае был задержан чиновник министерства экологии, подозреваемый во взятке более 1 млн рублей. И это не первый такой случай. Позорная, на мой взгляд, история с чайниками для ветеранов в министерстве социальной политики. Интересно, чего не хватает людям, облечённым властью и имеющим неплохую зарплату?

– Некоторые из власть предержащих считают, что не они служат народу, а наоборот, при этом получают зарплату из наших с вами налогов. Далеко не все, но находятся те, кто, заняв определённую должность, считает нормой извлечь максимальную пользу для себя и своих родственников.

– Не мешает ли вам доступ в высокие кабинеты держать удар и не сдавать своих позиций в каких-то вопросах?

– Принципами не поступаюсь. С кем-то из чиновников работаем конструктивно, и это даёт хорошие результаты. Если служащего лично задевает какая-то проблема, он не знает, как её решить и не хочет идти на контакт, тогда я как красная тряпка для быка. Всё считаю: не нужно просто сидеть и ругать власть, а делать конкретную работу. Если каждый будет заниматься делом в меру сил, знаний, умений, наверное, всем будет легче и лучше жить.

Досье
Марина Кондратюк. Родилась в 1975 году в Красноярске. Окончила юридический факультет КГУ и механико-технологический факультет КГТУ. Председатель Общественного совета при Агентстве госзаказа Красноярского края. Член регио­нального штаба ОНФ, координатор проекта ОНФ «За честные закупки». Замужем, есть дочь.