Ценовая «обратка». В Хакасии частный перевозчик резко поднял цены на проезд

Ранее закон обязывал перевозчиков экономически обосновать рост тарифа. © / Александр Горбунов / АиФ

Следом за Красноярском одномоментно на 5 рублей подорожали пригородные маршруты и на 2 рубля - городские в Хакасии. Но если в Красноярском крае этому предшествовала долгая дискуссия между перевозчиками и властью, то в соседней республике разрешения никто не спрашивал. В ситуации разбирался корреспондент «АиФ-Красноярск». 

   
   

Тарифы и экономика

«Проводимая в стране и Хакасии тарифная политика душит экономическую активность населения, не даёт развиваться экономике. Мы прекратим соглашательство республиканских органов власти, утверждающих эти тарифы. Мы повысим административную ответственность за превышение цен сверхдопустимых на продукцию и услуги для населения», - два месяца назад эти слова стояли в предвыборной программе губернатора. Они бросались людям в глаза в общественном транспорте.

Несколько лет продолжавшийся мораторий на рост цен оказался аннулирован. Вместо привычных 18 рублей жителей столицы Хакасии встретили объявления в каждом салоне автобуса - 20 рублей. Без объяснения причин и согласования с правительством. И в первых рядах оказался сторонник нового губернатора, поддерживавший его на выборах, бизнесмен и однопартиец Александр Семёнов.

По информации хакасских СМИ, теневой хозяин 30 (!) автобусных маршрутов, по совместительству депутат Верховного Совета республики, чуть раньше заключил контракт с управлением коммунального хозяйства и транспорта на 23 млн рублей. Ранее закон обязывал перевозчиков экономически обосновать рост тарифа. Семёнов даже однажды пробовал этот способ. Но в 2015 году УФАС республики, проверив его расчёты, сумело доказать их необоснованность. Но, видимо, у предпринимателя свои расчёты. 

В этой тарифной неразберихе не помешала бы твёрдая позиция власти. О чём в принципе и говорилось в предвыборную кампанию нынешнего главы республики. Но между словом и другом, видимо, выбор пал на последнего.

Убедившись в безнаказанности «первопроходца», подняли цены и другие перевозчики. И запестрели по всей Хакасии новые цифры: Саяногорск - 24 руб­ля, проезд от Майна до Сизой - 30 рублей, до Черёмушек - 50! И только муниципальный перевозчик, которому коммерсанты оставили непопулярные маршруты, держит утверждённые 16 рублей. 

«Совести у них нет!»

Ещё один перевозчик и депутат Верховного Совета РХ Галина Кожевникова считает стоимость проезда в городских маршрутках 20 рублей обоснованной. В качестве аргументов привела следующее: цена газа с мая по сентябрь выросла на 10 рублей, полис ОСАГО подорожал с 7 до 19 тыс. рублей, в три раза выросла стоимость страхования пассажиров. Примерно на 300% поднялась стоимость запасных частей. Поэтому перевозчики, которые с 2014 года держали цену проезда 16 рублей, потеряли около 30% доходов. 

   
   

Есть свои аргументы и у пассажиров, которые считают, что к ним вновь залезли в карман. «А кому-нибудь интересно, как выживают простые жители и пенсионеры республики? - возмущается работник муниципального предприятия Екатерина Васильевна. - Цены выросли на все продукты. Подняли стоимость на коммунальные услуги, накинули ещё за сортировку мусора (которой по факту нет), теперь за проезд. Совесть потеряли! А между тем зарплата у нас не выросла. Зато чиновники себе премию выписывают по 300 тыс.!»

«Перевозчики жалуются, что потеряли прибыль. Но если верить декларации о доходах, тот же господин Семёнов не так много потерял. Ему принадлежат 10 квартир, внедорожник, лимузин и прицеп, несколько тысяч гектаров земли. У жены ещё три квартиры и три внедорожника, у детей 6 квартир». 

Сегодня многие в Хакасии догадываются, что если свои автобусы Семёнов и позволил в дни выборов обклеить бесплатно, то теперь, видимо, настало время их отмывать. Самый простой путь лежит через карман жителей республики. 

«В случае если мы выясним, что необоснованно установлены цены, можем применить меры антимонопольного реагирования. Примем решение, вынесем предписания, и в дальнейшем могут быть наложены штрафы. Пока обращений от пассажиров по Абакану не было. Были у нас обращения по поводу междугородних перевозок Абакан - Саяногорск, мы сейчас их рассматриваем», - прокомментировала ситуацию заместитель руководителя УФАС Хакасии Татьяна Темерева.

Правила для всех

Меж тем городские власти заверили, что ситуацию с пассажирскими автоперевозками они контролируют. «По закону об организации пассажирских перевозок они ведутся по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Регулируемые устанавливает комитет по тарифам, и по ним в Абакане работает весь наш муниципальный электротранспорт и те автобусы, владельцы которых выиграли конкурсы на оказание городу услуг по пассажироперевозкам. Этим перевозчикам мы компенсируем затраты, но и держим их цены на проезд под контролем. Это прописывается в контракте, и никаких изменений без решения комитета по тарифам здесь быть не может. А коммерческие перевозчики имеют право самостоятельно устанавливать тарифы на провоз пассажиров и багажа», - прокомментировал изданию «ФедералПресс» первый заместитель главы Абакана по вопросам ЖКХ и транспорта Владимир Жуковский.

При этом чиновник также отметил, что были случаи, когда частные перевозчики игнорировали правила и повышали плату за проезд до 22 рублей. Правда, потом вернулись к 18-19, так как закон рынка действует. И у пассажира есть выбор – ехать в маршрутке частника за 19 рублей или в муниципальном автобусе за 16 рублей. И «частникам вставать в позу» себе дороже.

«У нас доля тех, у кого контракты с городом, и тех, кто работает сам на себя, 50 на 50. Коммерсанты, заключившие с городом договоры, совершенно точно не могут ультимативно требовать повышения тарифов и диктовать свои условия. Ведь они и к работе на этих маршрутах приступили только потому, что выиграли конкурс, организованный мэрией. В определенных случаях, если условия контракта будут нарушены, мы можем обратиться в суд и расторгнуть договор в одностороннем порядке. И эти правила касаются всех», - отметил Жуковский.