Чапан и ряса жгут изнутри. Муфтий - о добре и зле, вербовке молодых и вере

Чтобы дать свет человеку, надо самому пропитаться светом. © / Фото: Руслан Ишмухаметов / АиФ

Уже много лет в Сибири бок о бок живут представители разных народов и вероисповедания. Каким видят добро и зло, как относятся к глобализации и восстановлению святынь мусульмане, рассказал корреспонденту «АиФ-Красноярск» муфтий Красноярского края Гаяз Фаткуллин.

   
   

Взять лучшее, не забывая свое

Елена Есаулова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Гаяз Талгатович, не так давно участники заседания Общественного совета при Красноярской митрополии выразили своё отношение к Хэллоуину, предложив отправить в учреждения образования края рекомендации этот праздник в школах и детских садах не проводить. А что думают по этому поводу мусульмане?

Гаяз Фаткуллин: Хэллоуин - праздник, который относится к западной культуре. В поле российской культуры его ранее не наблюдалось. Понятно, что сегодня, в век глобализации, существует взаимопроникновение, многое заимствуется, но тут надо точно понимать, добро или зло несёт то, что мы порой слепо перенимаем. Хэллоуин добра не несёт, он воспевает совсем иные, тёмные силы, и для мусульман он неприемлем. Кстати, Хэллоуин не имеет отношения ни к христианской, ни к иудейской традиции. На мой взгляд, стоит задуматься, зачем он нам.

Не секрет, что есть вещи, которые пытаются внедрить в наш социум извне, чтобы постепенно разрушить его. Повторюсь, сейчас в мире мы видим тенденции стирания граней, когда в разных государствах люди носят одну и ту же одежду, смотрят одни и те же фильмы, пользуются одними и теми же гаджетами и тому подобное. Но тут есть риск, приобретая чужое, потерять своё, уникальное. Считаю, самый оптимальный вариант - перенимать из другой культуры лучшее, при этом сохраняя свою индивидуальность. Хэллоуин точно к этому лучшему не относится. И в такой позиции отнюдь не косность и не узость мышления. Нам стоит чётко понимать, что народ, не хранящий своё наследие, растворится, исчезнет, неважно, большой это народ или малый, - таких примеров в истории масса. 

Маги и монстры рвутся в герои

- А вам не кажется, что сегодня в принципе зло стремится подменить добро, отрицательные герои потихоньку вытесняют положительных? У нас куклы-монстры на прилавках, белые маги на ТВ, «хорошие» вампиры в фильмах.

- Соглашусь. Более того, уже давно замечаю в нашем обществе сдвиг в нехорошую сторону. Есть такое слово - «опростоволоситься», буквально оно означает потерю женщиной платка, фактическое значение - совершить промах, сделать что-то позорное. Сегодня идущая по улице женщина в платке - неважно, мусульманка или монахиня, вызывает у окружающих тревогу, подозрение, насмешки. А вот девушка в непристойной одежде или молодёжь, целующаяся на остановке, - вроде бы нормально. То есть то, что является грехом, считается сегодня нормой, а целомудрие, скромность порождают раздражение и непонимание большинства.

Вера – это не насилие, а совпадение убеждений с волей человека. Фото: АиФ/ Руслан Ишмухаметов

И так происходит во всём. Вроде бы мы живём сегодня более благополучно, лучше, чем прежние поколения, меньше страдаем. Кажется, стало больше верующих, молимся, стараемся жить духовно. Но сколько у нас при этом домов престарелых, детских домов! И большая часть людей находится там при живых близких.

   
   

Одна из злободневных проблем сегодняшнего дня - идеология потребления, приравнивание счастья к богатству. Да, каждый человек радуется, когда есть комфорт, вкусная еда, красивые вещи. И это нормально. Но превращать материальное в самоцель, переходить все границы из-за любви к богатству, эгоизм, алчность, аморальность недопустимы. К сожалению, фильмы, программы, Интернет, СМИ очень часто учат современную молодёжь обратному. И многие готовы ради приобретения благ жить нечестно. 

Воспитание – это не только подарки

- Тяжело на этом фоне прививать основы веры молодым людям?

- Знаете, человечество движется вперёд только с точки зрения науки и технологий, а человеческая душа, как и тысячи лет назад, так и сейчас, неизменна. И в душах наших предков, и в наших душах заложены одинаковые страсти, хитрости, козни, добродетели. И прививать веру молодёжи что тогда, что сейчас непросто. Но тут надо понимать, что вера - это не насилие, а совпадение убеждений с волей человека.

Сегодня минус в том, что у подрастающего поколения очень много раздражителей, ярких, громких, которые рождают путаницу в голове, мешают в принципе сконцентрироваться на чём-либо. Видеоролики, игры, мультфильмы прочно вошли в жизнь современных детей, и этот фактор нельзя не учитывать. Отключить компьютер и отобрать телефон не получится, поэтому мы ищем пути, как достучаться до ребят, объяснить им, в чём истинные духовные ценности. У нас есть группы в соцсетях, сайты, посвящённые исламу. Иными словами, мы пытаемся говорить с молодыми на их языке. Получается, честно скажу, по-разному. Но ещё стоит помнить о том, что всё начинается с семьи. Хорошо, если у ребёнка верующие родители и они прививают ему духовные основы с рождения. Но чаще всего, увы, мамы и папы заняты на работе и компенсируют внимание и воспитание деньгами и подарками.

Щит от вербовки

- Говоря о влиянии Интернета на молодёжь, не могу не спросить о запрещённой в России организации ИГИЛ, вербующей молодых людей из нашей страны, зачастую через соцсети. Почему многие парни и девушки попадаются на удочку тёмных рекрутеров? 

- Потому что с юными умами работают профессионалы высочайшего класса. На самом деле, запрещённая в России организация ИГИЛ - это, по большей части, не боевики с автоматами. Это искусственно созданная структура (определёнными силами в определённых целях), в которых трудятся хорошо обу­ченные специалисты, знающие психологию, социологию, использующие специально разработанные в научных институтах методы. Этой организации нужны не только молодые люди - потенциальные солдаты, но и переводчики, химики, медики и так далее. И если кто-то из таких профи попадает в поле интересов структуры, его «ведут», работают тонко и индивидуально, и противостоять влиянию в этом случае очень сложно. У каждого есть слабое место, на каждого есть свой крючок.

Победить же террористическое объединение можно, только если все заинтересованные государства будут вести борьбу с ним сообща. Но с единством во имя какой-то благой цели в современном мире очень сложно.

Воссоздание святынь

- Как известно, в Красноярске планируется восстановление Богородицерождественского храма. Не все горожане приветствуют его строительство. По-вашему, в чём смысл возрождения святынь? 

- На Востоке есть такой персонаж - Ходжа Нассреддин, который едет на ослике спиной вперёд. В том, что он смотрит назад, на самом деле заключена величайшая мудрость. Когда мы обращаемся к бесценному опыту прошлого, избегаем неприятностей в будущем. Есть всего две страны в мире, где так воевали с храмами, священниками, с Богом, - это Россия и Турция. Но, согласно духовному закону, там, где когда-то чинили беззакония, не будет мира, благодати до тех пор, пока не будет принесено покаяние, пока не будут залечены раны, пока не восстановят то, что было разрушено. И нынешняя власть, как преемник той власти, при которой случились разрушения, должна, насколько это возможно, компенсировать уничтожение святынь. Что мы, в общем, и наблюдаем по всей стране.

И когда храмы, мечети и синагоги будут восстановлены, Всевышний будет давать нашей стране благодать. Нам всем надо понять: та часть сердца, которая отвечает за радость, может быть заполнена только верой. Поэтому нужно восстанавливать места, где люди смогут спокойно молиться в комфортных условиях. От этого всем будет лучше - и верующим, и неверующим.

- Гаяз Талгатович, последний вопрос. Тяжёл ли удёл муфтия?

- 17 лет я на этом посту. Скажу так: священнослужитель - орёл полчаса, пока проповедует. А всё остальное время он лошадь, которая тащит неблагодарную работу. Люди не вполне понимают, как много забот у священника. Но его одежда, как бы её ни называли, ряса или чапан, - постоянно жжёт изнутри, побуждая идти вперёд, нести пример личной жизнью. Если он говорит и не делает, выбирает служить материальному, а не духовному - это большая беда. Ведь если человек надел одежду священника, он не может быть спокойным к нечестию, не может покрывать неправду, даже если эту неправду творят его близкие. Это очень и очень сложно. Но и радости служения никто не отменял. Нести слово Всевышнего людям - всегда радость. Ощущение прямого пути, без уклонений вправо и влево - тоже радость. Чтобы дать свет человеку, надо самому пропитаться этим светом. И для этого надо очень постараться. Среди прихожан есть разные люди - инженеры, учёные, торговцы, молодые и пожилые. Но задача пастыря, настоятеля - найти язык с каждым из прихожан.

Досье
Гаяз Фаткуллин родился в 1974 году в Дивногорске. Окончил Нижегородское исламское медресе, Московский исламский университет (красный диплом), Красноярский государственный педагогический университет, Российскую академию госслужбы при президенте РФ. Муфтий Красноярского края, председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края, имам-хатыб Соборной мечети Красноярска, член Совета муфтиев России. Владеет арабским, татарским, турецким и английским языками. Женат, воспитывает сына и дочь.