Уже много лет в Сибири бок о бок живут представители разных народов и вероисповедания. Каким видят добро и зло, как относятся к глобализации и восстановлению святынь мусульмане, рассказал корреспонденту «АиФ-Красноярск» муфтий Красноярского края Гаяз Фаткуллин.
Взять лучшее, не забывая свое
Елена Есаулова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Гаяз Талгатович, не так давно участники заседания Общественного совета при Красноярской митрополии выразили своё отношение к Хэллоуину, предложив отправить в учреждения образования края рекомендации этот праздник в школах и детских садах не проводить. А что думают по этому поводу мусульмане?
Не секрет, что есть вещи, которые пытаются внедрить в наш социум извне, чтобы постепенно разрушить его. Повторюсь, сейчас в мире мы видим тенденции стирания граней, когда в разных государствах люди носят одну и ту же одежду, смотрят одни и те же фильмы, пользуются одними и теми же гаджетами и тому подобное. Но тут есть риск, приобретая чужое, потерять своё, уникальное. Считаю, самый оптимальный вариант - перенимать из другой культуры лучшее, при этом сохраняя свою индивидуальность. Хэллоуин точно к этому лучшему не относится. И в такой позиции отнюдь не косность и не узость мышления. Нам стоит чётко понимать, что народ, не хранящий своё наследие, растворится, исчезнет, неважно, большой это народ или малый, - таких примеров в истории масса.
Маги и монстры рвутся в герои
- А вам не кажется, что сегодня в принципе зло стремится подменить добро, отрицательные герои потихоньку вытесняют положительных? У нас куклы-монстры на прилавках, белые маги на ТВ, «хорошие» вампиры в фильмах.
- Соглашусь. Более того, уже давно замечаю в нашем обществе сдвиг в нехорошую сторону. Есть такое слово - «опростоволоситься», буквально оно означает потерю женщиной платка, фактическое значение - совершить промах, сделать что-то позорное. Сегодня идущая по улице женщина в платке - неважно, мусульманка или монахиня, вызывает у окружающих тревогу, подозрение, насмешки. А вот девушка в непристойной одежде или молодёжь, целующаяся на остановке, - вроде бы нормально. То есть то, что является грехом, считается сегодня нормой, а целомудрие, скромность порождают раздражение и непонимание большинства.
И так происходит во всём. Вроде бы мы живём сегодня более благополучно, лучше, чем прежние поколения, меньше страдаем. Кажется, стало больше верующих, молимся, стараемся жить духовно. Но сколько у нас при этом домов престарелых, детских домов! И большая часть людей находится там при живых близких.
Одна из злободневных проблем сегодняшнего дня - идеология потребления, приравнивание счастья к богатству. Да, каждый человек радуется, когда есть комфорт, вкусная еда, красивые вещи. И это нормально. Но превращать материальное в самоцель, переходить все границы из-за любви к богатству, эгоизм, алчность, аморальность недопустимы. К сожалению, фильмы, программы, Интернет, СМИ очень часто учат современную молодёжь обратному. И многие готовы ради приобретения благ жить нечестно.
Воспитание – это не только подарки
- Тяжело на этом фоне прививать основы веры молодым людям?
- Знаете, человечество движется вперёд только с точки зрения науки и технологий, а человеческая душа, как и тысячи лет назад, так и сейчас, неизменна. И в душах наших предков, и в наших душах заложены одинаковые страсти, хитрости, козни, добродетели. И прививать веру молодёжи что тогда, что сейчас непросто. Но тут надо понимать, что вера - это не насилие, а совпадение убеждений с волей человека.
Сегодня минус в том, что у подрастающего поколения очень много раздражителей, ярких, громких, которые рождают путаницу в голове, мешают в принципе сконцентрироваться на чём-либо. Видеоролики, игры, мультфильмы прочно вошли в жизнь современных детей, и этот фактор нельзя не учитывать. Отключить компьютер и отобрать телефон не получится, поэтому мы ищем пути, как достучаться до ребят, объяснить им, в чём истинные духовные ценности. У нас есть группы в соцсетях, сайты, посвящённые исламу. Иными словами, мы пытаемся говорить с молодыми на их языке. Получается, честно скажу, по-разному. Но ещё стоит помнить о том, что всё начинается с семьи. Хорошо, если у ребёнка верующие родители и они прививают ему духовные основы с рождения. Но чаще всего, увы, мамы и папы заняты на работе и компенсируют внимание и воспитание деньгами и подарками.
Щит от вербовки
- Говоря о влиянии Интернета на молодёжь, не могу не спросить о запрещённой в России организации ИГИЛ, вербующей молодых людей из нашей страны, зачастую через соцсети. Почему многие парни и девушки попадаются на удочку тёмных рекрутеров?
- Потому что с юными умами работают профессионалы высочайшего класса. На самом деле, запрещённая в России организация ИГИЛ - это, по большей части, не боевики с автоматами. Это искусственно созданная структура (определёнными силами в определённых целях), в которых трудятся хорошо обученные специалисты, знающие психологию, социологию, использующие специально разработанные в научных институтах методы. Этой организации нужны не только молодые люди - потенциальные солдаты, но и переводчики, химики, медики и так далее. И если кто-то из таких профи попадает в поле интересов структуры, его «ведут», работают тонко и индивидуально, и противостоять влиянию в этом случае очень сложно. У каждого есть слабое место, на каждого есть свой крючок.
Победить же террористическое объединение можно, только если все заинтересованные государства будут вести борьбу с ним сообща. Но с единством во имя какой-то благой цели в современном мире очень сложно.
Воссоздание святынь
- Как известно, в Красноярске планируется восстановление Богородицерождественского храма. Не все горожане приветствуют его строительство. По-вашему, в чём смысл возрождения святынь?
- На Востоке есть такой персонаж - Ходжа Нассреддин, который едет на ослике спиной вперёд. В том, что он смотрит назад, на самом деле заключена величайшая мудрость. Когда мы обращаемся к бесценному опыту прошлого, избегаем неприятностей в будущем. Есть всего две страны в мире, где так воевали с храмами, священниками, с Богом, - это Россия и Турция. Но, согласно духовному закону, там, где когда-то чинили беззакония, не будет мира, благодати до тех пор, пока не будет принесено покаяние, пока не будут залечены раны, пока не восстановят то, что было разрушено. И нынешняя власть, как преемник той власти, при которой случились разрушения, должна, насколько это возможно, компенсировать уничтожение святынь. Что мы, в общем, и наблюдаем по всей стране.
И когда храмы, мечети и синагоги будут восстановлены, Всевышний будет давать нашей стране благодать. Нам всем надо понять: та часть сердца, которая отвечает за радость, может быть заполнена только верой. Поэтому нужно восстанавливать места, где люди смогут спокойно молиться в комфортных условиях. От этого всем будет лучше - и верующим, и неверующим.
- Гаяз Талгатович, последний вопрос. Тяжёл ли удёл муфтия?
- 17 лет я на этом посту. Скажу так: священнослужитель - орёл полчаса, пока проповедует. А всё остальное время он лошадь, которая тащит неблагодарную работу. Люди не вполне понимают, как много забот у священника. Но его одежда, как бы её ни называли, ряса или чапан, - постоянно жжёт изнутри, побуждая идти вперёд, нести пример личной жизнью. Если он говорит и не делает, выбирает служить материальному, а не духовному - это большая беда. Ведь если человек надел одежду священника, он не может быть спокойным к нечестию, не может покрывать неправду, даже если эту неправду творят его близкие. Это очень и очень сложно. Но и радости служения никто не отменял. Нести слово Всевышнего людям - всегда радость. Ощущение прямого пути, без уклонений вправо и влево - тоже радость. Чтобы дать свет человеку, надо самому пропитаться этим светом. И для этого надо очень постараться. Среди прихожан есть разные люди - инженеры, учёные, торговцы, молодые и пожилые. Но задача пастыря, настоятеля - найти язык с каждым из прихожан.