Массовая застройка Красноярска ведётся более десяти лет, а новые микрорайоны превратились в каменные джунгли, где нет места ни школам, ни детским садам. Более того, они странным образом исчезают из первоначальных утверждённых проектов. В результате, чтобы решить проблему нехватки мест в образовательных учреждениях, начинают строить, к примеру, школу под ЛЭП рядом с электроподстанцией. Когда же, наконец, у застройщиков появится совесть и будет действовать принцип: сначала инфраструктура, а потом дома?
Куда исчезли школы?
Микрорайон Бугач (Мясокомбинат) – яркий пример катастрофического отставания социальной инфраструктуры от жилой застройки. Новые высотки здесь лезут, как фарш из мясорубки. А детсадов и школ нет.
Ещё восемь лет назад строители показывали тогдашнему мэру Эдхаму Акбулатову план застройки микрорайона и рассказывали, как быстро они построят здесь пять садов и две школы. Только вот они так и остались нарисованными лишь на бумаге.
Первый муниципальный детсад на 190 мест здесь ввели в строй только год назад. А ведь район рассчитан на 21 тыс. жителей. 3,5 тыс. из них – дети. Жительница Бугача Марина на вопрос, в какой деский сад пойдёт её сын – муниципальный или частный, отвечает с иронией: «Куда бог пошлёт!» Ребёнку три года, номер очереди – 450. И на частный сад, даже на задворках 17-этажного дома, денег у Марины нет.
Куда делись школы и детсады из проекта планировки, никто не знает. Правда, недавно чиновники заявили, что на Бугаче построят школу на 1550 мест. Но так как свободной земли в микрорайоне не осталось, её возведут за оживлённой магистралью, возле электрической подстанции и ЛЭП.
«Придумали эту самую большую школу за Уралом… И не продумали, на мой взгляд, как дети туда будут ходить. Какой-то пешеходный переход обещают построить в районе 187-го дома (кстати, это обойдётся бюджету почти в 200 млн рублей. – Прим. автора). Конечно, по нему дети никогда не будут ходить. По-моему, это не очень удобно и небезопасно», – говорит ещё одна жительница микрорайона Екатерина, её номер очереди в детсад – 570. Говорит, пока подойдёт, ребёнка в школу пора будет отводить. Только вот в какую – большой вопрос.
А ведь школа и сад по всем правилам и логике жизни должны быть внутри микрорайона, но увы… Пока чиновники под давлением жителей Бугача и федеральных властей выделили автобус, который отвозит учеников начальных классов в школу на ул. Калинина. Это три километра от дома и час пешком. Но Любовь Павловна, например, за внучку рада: «На автобусе, и бесплатно! И бесплатно кормят! Спасибо им за это!»
В детский сад или за пивом?
В микрорайоне «Белые Росы» аналогичная ситуация. В каждой из 32 высоток проживают от 500 до тысячи человек. Получается, на каждые два дома нужен свой детский сад, на каждые шесть-восемь домов – школа. Но её восьмой год обещают построить, теперь – на острове Отдыха. Кстати, в зоне затопления паводковыми сбросами Красноярской ГЭС.
Чиновники часто уповают на частные детсады. Но, во-первых, они очень маленькие, и для большинства жителей плата за них неподъёмная. Во-вторых, зачастую они вынуждены открываться, например, рядом с пивными или магазинами, торгующими табачными и вино-водочными изделиями. Как, к примеру, «Алёнка» на улице Карамзина. Возле муниципальных школ и садов хотя бы законодательно торговать этим нельзя. А здесь рядом с вывеской детского сада – большой баннер с рекламой пива.
Нет школы даже в элитном микрорайоне «Южный берег», где проживают 14 тыс. жителей. И почему-то из первоначального проекта исчезли две школы и два детских сада. Жители микрорайона как-то даже организовывали митинги по этому поводу. Правда, здесь хотя бы предусмотрена зона отдыха, и мамочкам есть где погулять с колясками.
«Когда мы покупали квартиру, школа планировалась за старым детсадом, его посещает мой сын – просто повезло. В школу старший ходит через Красраб: он учится в четвёртом классе, но мы до сих пор забираем его из школы. Через Красраб пройти не проблема, но нижняя дорога после него просто ужасная, там неконтролируемое движение», – рассказывает жительница «Южного берега», многодетная мама Оксана.
Кстати, здесь застройщик вырубил сотню тополей на защитной дамбе – тоже планируют построить школу на месте бывшего затона судостроительного завода. И засыпать его предлагают уже не за счёт застройщика, а на 227 млн из бюджета города, то есть на деньги налогоплательщиков.
Чем ответить на шантаж?
Несмотря на усилия мэрии, детских садов в городе-миллионнике всё ещё не хватает, частные учреждения проблему не решают, так как не всем по карману (16–30 тыс. рублей при средней медианной зарплате в регионе 38 тыс.) Например, на Пашенном запроектирован район на 75 тыс. жителей. Но судьба школ и детсадов в нём так же туманна.
В других районах мэрия сейчас либо выкупает земли у застройщиков, и те порой просят в десятки раз больше той цены, которую заплатили в бюджет сами, либо пытается за участок земли под детсад внутри микрорайона дать застройщику другую землю. Вот и остаётся открытым вопрос, когда же, наконец, будет действовать принцип: сначала инфраструктура, а потом дома.
По мнению экспертов, при разрешении жилищного строительства необходимо в обязательном порядке на начальном этапе проекта учитывать наличие социальной инфраструктуры. Кроме того, необходимо обеспечить жёсткий контроль строительства в соответствии с проектом. Также существует проблема невозможности возвращения земельных участков в муниципальную собственность под социальные нужды, так как владельцы земельных участков, желая обогатиться на продаже земли, завышают её стоимость в разы. И пока этот вопрос не будет отрегулирован федеральным законодательством, школы для детей будут строить под ЛЭП.