Дилижанс за 5 копеек. Первому общественному траспорту в Красноярске - 125

Предприимчивый крестьянин стал первым перевозчиком в Красноярске. © / Красноярский краеведческий музей

За пять копеек можно было добраться на дилижансе из одной точки города в другую. А первым «перевозчиком», как сказали бы в наше время, стал ссыльный крестьянин. Архивные документы исследовала ветеран ОВД, полковник юстиции Татьяна Игнатова.

   
   

Доавтобусная эпоха

Поездка на автобусе сегодня в миллионнике для многих красноярцев дело привычное. И люди даже представить не могут, как можно обходиться без автобусов, троллейбусов, трамваев... Первые автобусы появились в столице края в 1934 году, и возили они горожан от железнодорожного вокзала до площади Просвещения (ныне это площадь Мира). А если окунуться в историю поглубже: кому же пришла в голову идея запустить доступный для всех транспорт?

Красноярск, 19-й век. Фото: Красноярский краеведческий музей

Впервые красноярцам стал доступен общественный транспорт 125 лет назад. В ту пору об автобусах в сибирском городе на Енисее ещё только мечтали. Даже в Санкт-Петербурге они появились только в 1899 году, хотя по Лондону уже бодро, со скоростью чуть более 11 км/ч с 1886 года курсировал пассажирский автобус. Зато в Красноярске были частные извозчики, к 1897 году их насчитывалось около 205. Но, скорее всего, персональные поездки били по карману. Да и выглядел «транспорт» грязным и неудобным.

Крестьянин-предприниматель

И вот однажды крестьянин из ссыльных Валериан Волжинский, у которого было право торговли, обратился к красноярскому полицеймейстеру, коллежскому асессору Александру Греве с прошением: «Желая предоставить жителям Красноярска более дешёвый и удобный проезд по улицам между Старобазарною площадью (в районе Стрелки) и вокзалом Сибирской железной дороги, предполагаю открыть движение общественных дилижансов с платою за проезд до Новособорной площади пять копеек с персоны и от Новособорной площади до железной дороги те же пять копеек. Проектируемые мною дилижансы будут одноконные, парные и троечные, смотря по тому, которые, со­ображаясь с временем года, будут предоставлять больше удобств для публики».

Греве этот запрос переадресовал в Красноярскую городскую управу для передачи на рассмотрение городской думы. И там, не откладывая дело в долгий ящик, такую инициативу крестьянина поддержали. Валериану Волжинскому разрешили запустить дилижансы «с платой в доход города за стоянку по десять рублей в год за каждую лошадь». Однако с такой оплатой предприимчивый красноярец не согласился и предложил пополнять казну на 20 рублей за весь дилижанс.

Без конкуренции

На вопрос, почему крестьянину так легко разрешили развернуть предпринимательскую деятельность, Татьяна Игнатова пояснила, что, очевидно, была такая потребность у горожан, ведь уже в декабре 1895 года заработала железная дорога, границы Красноярска разрастались, увеличилось население. В 1897 году Красноярск насчитывал уже более 26 тыс. человек. Железная дорога во многом дала толчок развитию города, особенно это коснулось промышленности. Стали появляться профильные образовательные учреждения. В Красноярск стремились приехать не только чтобы найти работу, но и учиться, заниматься наукой и творчеством.

Дела Волжинского шли неплохо: он не только наладил движение дилижансов, но и просил о продлении маршрута. Об этом свидетельствуют архивные записи. Вот его просьба от 12 февраля 1896 года: «Прошу разрешить мне продлить линию движения до Механического завода И. Матвеева со взиманием платы между вокзалом железной дороги и заводом 5 копеек с каждого пассажира, на что и выдать мне подлежащее свидетельство». Стоит отметить, что весь путь на дилижансе, от Старобазарной площади до Механического завода, стоил 15 копеек. Этот путь делился на три отрезка, и каждый из них в отдельности оплачивался суммой в пять копеек.    
   

У Волжинского чуть было не появился конкурент. В городскую думу с заявлением обращался дворянин Николай Петрович Евстифеев, который просил разрешить ему организовать правильное движение дилижансов от одного конца города до другого, однако ему было отказано ввиду уже выданного разрешения Волжинскому на содержание дилижансов.

Позже стали появляться удобные прототипы остановок – павильоны, в которых можно было укрыться от дождя и ветра в ожидании дилижанса. Позже в них стали продавать прохладительные напитки – квас и зельтерскую воду. Так потихоньку в городе налаживались пассажирские перевозки, активно развивалось предпринимательство. Красноярцы и более века назад старались сделать свою жизнь комфортнее.

Дороже, чем в городах Европы

До появления в Красноярске первых дилижансов горожане пользовались услугами извозчиков, однако такой способ передвижения по городу, по описанию со­временников, стоил дорого, а коляски выглядели неухоженными.

Это сейчас сложно вообразить себе грязь на центральных улицах, а в конце XIX века красноярцы не могли пройти так, чтобы  не испачкать обувь. Обустраивать тротуары обязаны были владельцы домов, но и тогда хозяева бывали разные: кто-то делал деревянные настилы, кто-то нет. Из-за такой необустроенности города извозчики и пользовались популярностью.

Красноярский иззвозчик. Фото: Красноярский краеведческий музей

Работали они с утра до поздней ночи. Заниматься перевозками разрешалось не только при наличии лошади и экипажа. Важно было получить «ручательную записку», которая подтверждала хорошее поведение, – своего рода доказательство неконфликтности. Извозчик должен был иметь опрятный вид, а ругаться в присутствии пассажира было запрещено, использование мата и вовсе не допускалось.

Всеволод Алексеевич Долгоруков в своём «Путеводителе по всей Сибири и Среднеазиатским владениям России» писал: «В Красноярске имеется около 300 легковых извозчиков, но так как их упорядочению не обращено никакого внимания, то все они выезжают на биржу в каких-то допотопных экипажах, оборванных, обломанных, крайне грязных и неудобных».

Притом что извозчики не следили за внешним видом средств передвижения, плату за проезд сдирали нещадную. В том же путеводителе приводится информация об этом: «Городское управление недавно увеличило почти вдвое извозчичью таксу, которая в данное время в Красноярске выше, чем в самых больших городах Европы». Теперь можно себе представить, как обрадовались красноярцы общественным дилижансам крестьянина Волжинского. Ведь в них можно было проехать всего за пять копеек.

Пассажирский восторг

От извозчиков и дилижансов Красноярск резко перешёл к автобусам и трамваям. Постепенно появлялись новые маршруты, экспериментировали со способами оплаты проезда. Некоторые виды общественного транспорта прижились только на одном из берегов города.

Появление троллейбусов на улицах Красноярска в ноябре 1959 года вызвало небывалый восторг, хотя до этого по дорогам краевого центра уже проезжал первый автомобиль и даже автобус, который вмещал 16 пассажиров.

«Рогатый» электротранспорт мог вместить гораздо больше людей – до 110 пассажиров. Как писала местная газета, водители, перед тем как начать возить людей, должны были наездить не менее 300 км, запомнить маршрут и показать своё мастерство управления таким видом транспорта. Первый троллейбус ходил по проспекту Сталина (ныне проспект Мира) от улицы Просвещения до железнодорожного вокзала. Второй маршрут на линии этого транспорта пошёл от железнодорожного вокзала до аэропорта (ныне здание автовокзала, со шпилем).

Трамвай у красноярцев ассоциируется только с правобережьем, а ведь маршрут доходил и до левого берега. В 1986 году трамвай начал ходить по только что открывшемуся Октябрьскому мосту, а в 2004 году пути на нём демонтировали. А вот движение трамвая по Коммунальному мосту отменили ещё в 1994 году. Вероятнее всего, трамваи могли вредить конструкции мостов, ведь требовалось дополнительное обслуживание и ремонт этих объектов. Зато трамвай – прекрасная возможность передвигаться по городу без пробок.

Совесть – лучший контролёр

Примечательно, что в 80-е годы XX века в красноярских автобусах кондукторов не было, пассажиры сами покупали билет в кассе и пробивали его компостером. Внутри красовалась надпись: «Совесть пассажира – лучший контролёр», некоторые острые умы доцарапывали гвоздиком в качестве продолжения: «Но отсутствие её не даёт права на бесплатный проезд».

Теперь красноярцы ждут появления метро. Его необходимость понимали ещё в 1960-е годы, но решились на его создание в 1983 году на заседании Политбюро ЦК КПСС. Метро до сих пор строится, и ни одной ветки в эксплуатацию не ввели. Но это не помешало спрогнозировать стоимость поездки в метро в 2024 году. Представители Управления по строительству красноярского метрополитена рассказали, что одна поездка обойдётся в 30 рублей. Для сравнения, в Новосибирске цена одной поездки – 25 рублей, в Москве – 57 рублей, в Санкт-Петербурге – 55 рублей. Ну что ж, поживём – увидим.