Душа и роботы. Можно ли очеловечить «цифру»?

Прогресс не остановить, но при этом хотелось бы сохранить свободу выбора и безопасность. © / Андрей Дорофеев / Коллаж АиФ

Риски и тенденции цифрового завтра стали основной темой заседания Общественного совета при Красноярской митрополии. Общественники говорили об изнанке достижений цивилизации,  обсуждали киберпреступность и влияние гаджетов на школьников. Какие опасности в «цифре» видят эксперты, выяснила корреспондент «АиФ-Красноярск».

   
   

Технологии: прекрасные и ужасные

Электронные паспорта, водительские права и трудовые книжки, биометрия в банках и магазинах - в различные сферы жизни россиян всё чаще внедряются современные технологии. Нашу личность планируют определять по голосу в МФЦ, об идентификации покупателей по сетчатке глаза мечтают представители премиум-супермаркетов, авиакомпании собираются чипировать багаж, чтобы его можно было легче найти. С одной стороны, такие подходы серьёзно упрощают жизнь, с другой, таят в себе серьёзные риски в виде постоянного контроля над гражданами, краж персональных данных и т. п. Тем не менее, большие планы на цифровую экономику у правительства РФ - существует ряд законопроектов на эту тему.

Об опасности бездумного использования цифровых достижений предостерёг митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон. По его словам, Русская Православная Церковь призывает власть к рассудительности и уважению личной свободы человека в контексте «цифры».

«Прогресс не остановить, и за этими технологиями когда-нибудь придут новые, - отметил владыка Пантелеимон. - И Церковь не противится прогрессу, её задача - спасти человека от собственных недостатков, обучая его нравственности, и спасти его в прямом смысле, от буквального самоуничтожения. Поэтому любая технология требует правильного применения, её можно и нужно «очеловечивать», чтобы она служила во благо людей».

Представители общественности, образования, медицины, бизнеса и Церкви обсудили риски, которые несет цифровая экономика. Фото: АиФ/ Елена Есаулова

Три закона робототехники?

«Вся эта тема болезненна и неоднозначна, - заметил профессор СФУ, заместитель председателя Общественного совета Всеволод Севастьянов. - Ещё фантаст Азимов в прошлом веке вывел в одном из своих произведений три закона робототехники, первый из которых гласит, что робот никогда не может нанести вред человеку. Но происходящее сегодня навевает противоположные мысли. Мы все помним случай, когда наша землячка, доктор, выписала онкобольному пациенту обезболивающее, формально нарушив закон, но поступив по справедливости. Так что не всегда рамки закона и справедливости совпадают. Что было бы, если на её месте была бездушная машина? И это только один аспект. Тут стоит вспомнить иностранные серверы, с помощью которых совершаются банковские операции и упрощение русского языка при использовании его для мессенджеров.

Всеволод Николаевич привёл в пример Японию, где детям запрещают пользоваться гаджетами, и посетовал на то, что наши студенты теряют способность слушать и слышать лектора из-за смартфонов.

Лицо в экран

В унисон с политиком выступила и директор красноярской школы № 10 Татьяна Казанова.

   
   

«Человеческое общение - роскошь, которой мы скоро лишимся, - поделилась она. - Из-за смартфонов дети абсолютно разучились слушать, у них работают только зрительные анализаторы, и это видно в учебном процессе. Но самое опасное в том, что цифровизация - это риск умерщвления души. Когда цифра только стала заходить в школу, я наивно полагала, что она облегчит нашу жизнь. Но теперь вижу, что заблуждалась. Когда ты ставил оценку в обычный журнал, ты видел лицо ребёнка, его реакцию. Теперь есть электронный журнал, и как реагирует на отметку родитель, ученик, не видно. Это мёртвая система, когда ты - по одну сторону экрана, а родитель и ребёнок - по другую, и никто никого не видит. Переход в виртуальную реальность обезличивает нас всех, а особенно детей. И кто и как будет это исправлять? Я не знаю ответа».

Поддержал коллегу и ректор педуниверситета им В. П. Астафьева Валерий Ковалевский: «Мнение о том, что технологии могут заменить образование, ошибочно. Образовательный процесс - это не только передача информации, её как раз можно заменить цифрой, это общение с педагогом. И в этом плане цифровизация - угроза обществу».

Где экономика?

Редактор газеты «АиФ на Енисее» Ольга Лобзина считает, что в проекте «Цифровая экономика», о которой много говорится сегодня, мало экономики. Но есть вопросы по безопасности личных данных.

«Пока есть разговоры, но нет живого производства, новых рабочих мест. Зато я вижу лобби финансистов, желание контролировать наши финансы и персональные данные. Банки и сегодня ведут агрессивную рекламу, постоянно навязывая людям кредиты, отправляя смс-предложения на телефоны. Народ и без того закредитован, что нередко приводит к семейным драмам, а иногда и к трагедиям. Меж тем преступники при помощи той же «цифры» совершают правонарушения: «разводят» людей на деньги из-за фальшивых аварий и т. п.»

Растёт число интернет-мошенничеств, об этом говорят представители полиции. Только за прошлый год было совершено 3 тыс. мошенничеств с банковскими картами. У оперативников даже появился термин «комфортные преступления», когда мошенники совершают преступления, сидя в тёплых креслах перед компьютерами. Не так давно при помощи украденной электронной подписи у россиянина отобрали квартиру. На слуху случаи путаницы с кредитными и налоговыми платежами - из-за совпадения фамилий и имен людей в единых базах данных гражданам приходят уведомления о чужих долгах и т. п. «Я, конечно, за прогресс, но при этом обязательны свобода выбора и безопасность», - сделала вывод Ольга Лобзина.

Острая цифровая тема не стала для представителей Общественного совета дискуссионной. Все участники встречи сошлись во мнении: вопросов здесь больше, чем ответов, и поддержали предложение Валерия Ковалевского инициировать широкие обсуждения проблемы экспертами из различных профессиональных сфер.