«Енисей» идёт против. Кто затеял в Красноярске «дорожные войны»?

Обслуживание одного километра федеральной трассы стоит миллион рублей. © / Фото: Надежда Гончарова / АиФ

Несколько месяцев в Красноярском крае разгорается конфликт между федеральным казённым учреждением «Енисей» и местными дорожными компаниями. Федералы под различными предлогами не допускают красноярцев к участию в конкурсе на обслуживание дорог. В ситуации разбирался корреспондент «АиФ-Красноярск». 

   
   

На кону – 5 млрд

УФАС в свою очередь не признаёт результаты проведённых аукционов, где побеждают непонятные компании из соседних регионов. В результате с 1 июля краевые дороги не обслуживает никто.

ФКУ «Енисей» отвечает за поддержание в порядке почти 2 тыс. км автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Согласно закону, контракт достаётся компании, предложившей лучшие условия. Сумма немаленькая - 5 млрд рублей. В этом году на неё претендовали четыре фирмы. Конкурсная комиссия отвергла заявки Ачинского и Балахтинского ДРСУ. Третья компания снялась с конкурса сама. В результате победа досталась единственному участнику. Краевые дорожники обратились в УФАС, и антимонопольная служба подтвердила их правоту - отстранение от аукциона обоих ДРСУ незаконно. Был объявлен повторный конкурс, но результат оказался таким же. Красноярские компании до аукциона допущены не были. Таким образом, 1 июля пятилетний контракт был закончен, а дороги остались без обслуживающих организаций.

В поисках правды

Тогда государственные предприятия Красноярского края обратились к прессе, чтобы привлечь внимание к дорожной теме. Претензии дорожников были озвучены в Доме журналистов на пресс-конференции. Одним из первых их поддержал председатель Союза журналистов края Дмитрий Голованов. «Руководство федерального казённого предприятия «Енисей» без конкурса отдало лоты аффилированным между собой новосибирским частным дорожным компаниям, не имеющим в крае ни производственной базы, ни кадров для выполнения этих работ. УФАС уже дважды отменяло эту сделку как противоречащую законодательству и назначало новые торги, но аукционная комиссия ФКУ «Енисей» вновь не допускает до них краевые дорожные предприятия». 

Представители профсоюзов края прямо заявили: «Идёт рейдерский захват дорожной отрасли, в результате которого тысячи человек могут остаться без работы. Кроме того, в результате закрытия краевых государственных дорожных предприятий межпоселенческие дороги и уличные сети малых населённых пунктов просто некому будет обслуживать».

Искусство формулировки

В самом ФКУ УПРДОР «Енисей» заняли оборонительную позицию. «Что касается конкурсов, то никто никого не снимал. Были замечания по заполнению документов. Пока конкурсные процедуры идут. Мы ждём предписания УФАС. Так что ни победителей, ни побеждённых на данный момент нет», - сказала по телефону специалист по связям с общественностью Юлия Кравченко.

   
   

Про заполнение документов подмечено очень точно. Как известно, лучше всех бланк заполняет тот, у кого есть образец, или тот, у кого заранее есть ответы на поставленные вопросы. Учреждение твёрдо упёрлось в 44 ФЗ и его непреодолимость. В качестве защитного механизма фирма говорит, что краевые дорожники принуждают «Енисей» нарушить закон. Позиция жертвы несомненно хороша, если бы не некоторые аспекты. В понедельник УФАС высказало своё мнение: «Все претензии красноярских дорожников обоснованы. Контракты достались их конкурентам по максимальной цене без борьбы. Принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства». 

Вот и выходит, что схема, описанная председателем профсоюза дорожной отрасли и транспорта Красноярского края Виктором Медведевым, действительно существовала. «Заходит хакасская ДЭП-369, которая была куплена Новосибирском, и вновь созданный без граблей и лопаты «Енисейавтодор». И после отстранения Ачинского ДРСУ остаются два чужака. Один остаётся в аукционе, а последний снимается».

* * *

В четверг «дорожные войны» захлестнули Законодательное собрание края. Владислав Зырянов процитировал пример претензий к красноярской заявке. «Не указан процент камешков, оставшихся в сите после просеивания!» Парламентарии приняли решение обратиться в столичный офис Росавтодора «с требованием проведения антикоррупционной проверки и вмешательства его руководства в ситуацию». Как выяснилось позднее, в этот же день сотрудники ФСБ провели обыски в федеральном управлении дорог «Енисей». Силовики изъя­ли какие-то документы, но от комментариев отказались. В Москве врио губернатора края обсудил проблему с директором Росавтодора Романом Старовойтом.

Мнение эксперта
«Мы в данном случае выполнили транзитную функцию, поскольку по закону закупки объёмом свыше миллиарда рублей рассматриваются исключительно в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы, - заместитель руководителя Красноярского УФАС России Олег Харченко. - Там документы просмотрели независимо и отстранённо и нашли массу всякого рода нарушений. Документация была составлена достаточно хитро, и кто сумел обойти все ловушки, тот и победил. Эти закупки не считаются чрезвычайным явлением, они достаточно характерны для нынешнего времени. Сейчас возбуждено дело по 17-й статье закона о защите конкуренции в отношении «Енисея», нарушение на торгах со стороны органа, разместившего закупку. Дело только началось. Возможно, откроются новые обстоятельства. Не исключена дисквалификация директора «Енисея» - господина Аникина».