Эпоха Федирко. Жизнь предлагала ему выбор, он шёл своим путём

С именем Павла Федирко связывают самые благополучные годы Красноярского края. © / Администрация Красноярска

13 сентября исполняется 85 лет Павлу Стефановичу Федирко, человеку, с именем которого связывают самые благополучные годы Красноярского края. Глыба! Человек-легенда! Историческая фигура! Такими эпитетами принято сопровождать людей, подобных Федирко. Человек большого роста, он и делами оказался по-настоящему велик. О свершениях экс-главы Красноярского края рассказали известные красноярцы. 

   
   

На низком старте

Обычный мальчишка с Кубани в послевоенные годы, как и многие, рос на улице. Отец пропадал на службе, мать работала в колхозе. Дорогу в жизни предстояло прокладывать самостоятельно, с самого низкого старта. Первый выбор жизнь предоставила по окончании вуза. Отличник Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта мог сам выбирать место работы. По собственному признанию, Норильск соблазнил тогда молодого Павла богатым предложением - 1700 рублей. На Севере Федирко ждал и первый сюрприз. Из 40 человек в бригаде вольными были двое - сам Павел Стефанович и его заместитель, остальные заключённые. Работал сначала мастером, затем секретарём горкома комсомола, главным инженером и директором ремонтно-механического завода, первым заместителем председателя горисполкома. За 10 лет, с 1962-го года по 1972-й, Федирко вырос в опытного управленца и потому спокойно принял назначение первым секретарём краевого комитета партии.

Павел Федирко смог заложить основу благополучия Красноярского края. Фото: Правительство Красноярского края

В 40 лет он встал у руля гигантского края. В первый же год Федирко делает очередной сложный выбор. Министерство авиации настаивает на закрытии красноярского аэропорта. Полоса короткая, самолёты не используют грузоподъёмность на полную мощность, взлёт над городом, любое ЧП грозит человеческими жертвами. Федирко выбирает свой путь - строить новый аэропорт, не уведомляя Политбюро. В авантюрную стройку край вкладывает свои три миллиона. Спасает ситуацию случай. Промашка в строительстве аэропорта в Минске привела к недоосвоению средств. Федирко договаривается с министром гражданской авиации СССР Борисом Бугаевым, и тот перераспределяет средства. В результате министерство отчиталось о полном освоении финансов, а Красноярский край получил новый аэропорт. Так начался складываться имидж  хозяина, у которого каждое лыко в строку. Отсюда взяли старт знаменитые красноярские десятилетки. Комплексные долгосрочные программы стали основанием отдельного финансирования Красноярского края.

«От имени первого»

А дальше началось укрепление авторитета. Новые города возведены с нуля, старые меняют свой облик на современный.

Абаканский вагоностроительный и Минусинский электротехнический комплексы, Крастяжмаш, Дивногорский завод низковольтной аппаратуры, Ачинский нефтеперегонный завод, Саянский алюминиевый, Красноярский металлургический, Сосновоборский автоприцепов, Сибволокно, Берёзовский угольный разрез, Краснокаменский и Ирбинский железные рудники, Надеждинский металлургический завод и рудник «Октябрьский» в Норильске… Десятки крупных предприятий вступают в строй при Федирко, обеспечивая экономическую мощь края.

В комплексной застройке столицы региона находят своё место театры, музеи, концертные залы, институты и университеты, спортивные комплексы, медицинские центры и больницы, мосты через Енисей, ТЭЦ и многое другое. Объяснение чаще всего одно: не построим сейчас, потом не построит никто. Достаточно сказать, что при Федирко население Красноярска выросло на четверть миллиона человек.

При Федирко население Красноярска выросло на четверть миллиона человек. Фото: Администрация Красноярска

И никогда Павел Стефанович не терял силы своего характера. Когда уже заканчивалось строительство БКЗ, вышло постановление ЦК о запрещении строительства учреждений культуры. И тогда Федирко поехал в Москву, добился приёма у Брежнева, и зал был достроен.

   
   

Уехав из края в 1987 году, Павел Стефанович не забыл регион и возглавил его представительство в Москве. В 2002 году он стал первым почётным гражданином Красноярского края.

Ради человека со скрипкой

Заслуженный деятель культуры РФ Илья Клеймиц:

«Именно Федирко стал инициатором создания ансамбля танца Сибири, причём он был его покровителем и одновременно помощником. По инициативе Павла Стефановича создавался наш симфонический оркестр - не просто коллектив, а один из крупнейших в России. По приказу Федирко были приглашены со всей страны лучшие музыканты, руководить новым оркестром Павел Стефанович лично уговорил Ивана Всеволодовича Шпиллера. В течение 30 лет он возглавлял наш оркестр, и здесь получил звание народного артиста России. Именно при Федирко под брендом «Превратим Сибирь в край высокой культуры» было учреждено два фестиваля - апрельский Ленинский и «Саянские огни».

Культура при Федирко финансировалась не по остаточному принципу. Фото: Правительство Красноярского края

Строительство красноярского института искусств Федирко начал, чтобы снабжать кадрами симфонический оркестр. Для воспитания кадров ансамблю Годенко было открыто хореографическое училище. Всё это было сделано во имя того, чтобы Красноярск стал центром большой настоящей культуры!

При нём культура финансировалась не по остаточному принципу, а по принципу «сколько это стоит». Федирко говорил в шутку: «Мне человек со скрипкой важнее человека с лопатой, потому что скрипач копает лучше, чем играет землекоп». Нужно отдать должное Павлу Стефановичу, что они с супругой не пропускали ни одной премьеры ни в одном театре.

Федирко как-то спросил представителей культуры, что надо, чтобы к нам с концертами приезжали звёзды первой величины. Ему ответили: американские рояли «Стейнвей». Через неделю в крае было два таких рояля. И Федирко опять оказался прав, потому что, узнав, какие инструменты есть в Красноярске, сюда согласился приехать с гастролями Святослав Рихтер! Дважды. Естественно, Павел Стефанович был на концерте. В чём феномен Федирко? В том, что он понимал, как искусство облагораживает людей. Чувствовал его».

Дайте мне точку опоры

Вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края Алексей Клешко:

«Я считаю, Федирко сумел сбить с Красноярска налёт провинции. И лозунг «Превратим Сибирь в край высокой культуры» материализовался в Красноярске. Обернулся ростом учреждений культуры, коллективов искусства и зданий, которые и сегодня являются каркасом культурной инфраструктуры региона, - это, конечно, выдающееся достижение. Человек задал региону другой масштаб. В принципе, это изменение менталитета людей, что мы не окраина, не провинция, что мы имеем право на свою культуру, на свои традиции, что, находясь в Сибири, можно ходить с гордо поднятой головой. И то, что это удалось Федирко, - удивительно. Примеров таких социокультурных преобразований жителей огромного региона очень немного. И Павел Стефанович, несомненно, сам фигура большого масштаба, а проведённые им преобразования кратны ему. Невольно приходит на ум: «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Федирко не перевернул мир, но задал новую планку организации жизни в Красноярске и крае».

Глобальный человек

Всеволод Севастьянов, руководил Красноярским краем в 1990-1991 гг.:

«Федирко оставил очень мощный след в истории края. В Сибири не принято делить людей на своих и чужих. Павел Стефанович, пройдя школу в Норильске, привык к масштабным целям, мог ставить задачи на перспективу. На посту 1-го секретаря сразу осознал, что Красноярский край становится центром нового топливно-энергетического комплекса. КАТЭК - это порождение десятилеток. Плюс - центром цветной металлургии, которая появилась до него, но раскручивалась именно им. Он как личность был вполне соразмерен масштабу задач и колоссальной значимости Красноярского края. Жёсткий и требовательный руководитель. Но на личном примере могу сказать, что за годы сотрудничества я услышал «молодец» один раз, когда справился с первым заданием. Потом были новые требования и новые задачи, благодарностей не было - не от скупости, от доверия.

Павла Федирко красноярцы считают талантливым руководителем. Фото: Администрация Красноярска

Надо сказать, что Павел Стефанович умел работать с вышестоящими организациями, хотя это было непросто. У нас регулярно бывали и генеральный секретарь, и председатель совета министров - что свидетельствовало о внимании к краю. Тогда развилось и сотрудничество Федирко с Долгих, который обладал талантом находить хороших руководителей «на вырост». Долгих, будучи секретарём ЦК, несомненно способствовал реализации планов развития страны, но тогда и тому, кто умел поднять планы на должную высоту. Министрами тогда были мощные фигуры - такие, как Славский, Афанасьев. К Федирко относились с уважением. Он мог по-деловому поставить вопрос и убедить, что важно для страны. Очень много уделял внимания высшей школе, Академии наук. За пять лет моей работы в этом направлении под его руководством открыли три института, два отдела. При нём был создан научный совет».