Фельдшер с электрошокером. Врач Скрипкин - почему нельзя вооружать медиков

Миссия врача – оказать помощь человеку, спасти ему жизнь, считает известный красноярский врач. © / Сергей Скрипкин / Из личного архива

«Медик приезжает спасать, а не защищаться», – так отреагировал главный врач Красноярской скорой помощи Сергей Скрипкин на инициативу депутата из Алтайского края Сергея Булаева, который считает, что всем сотрудникам скорой помощи, выезжающим на вызов к больному, надо давать электрошокеры.

   
   

Почему известный красноярский врач выступает против идеи вооружать медиков средствами безопасности, он рассказал корреспонденту krsk.aif.ru.

Терминатор в белом халате?

«Я уже не раз озвучивал свою позицию по этому поводу. И она не изменилась. Не представляю приехавшего на вызов медицинского работника с кобурой на поясе и электрошокером в руке. Наша миссия совершенно другая – оказать помощь человеку, спасти ему жизнь. А электрошокер в руках врача, считаю, никак не поможет ему избежать нападения агрессивного или неадекватного пациента. Тем более 70% медиков, приезжающих на вызовы, – женщины. И наличие таких средств у врача будет лишним поводом усугубить ситуацию, желание отнять электрошокер, чтобы его дальше использовать для своих целей», – считает Сергей Скрипкин.

Будучи врачом-интерном скорой, он тоже сталкивался с такими пациентами. Приходилось реагировать: и защищаться, и убегать…

При этом врач признаёт, что сегодня не только врачи и фельдшеры скорой помощи подвергаются нападению со стороны агрессивных и неадекватных пациентов, но и медики, работающие в поликлинике, стационаре, травмпункте. Подобные случаи происходят не только в медицине. Что теперь, всех людей надо вооружить? Разъярённые посетители бывают и в социальных учреждениях, магазинах, школах. Нередко такие посетители и пациенты находятся в подобном состоянии из-за своей болезни, а также в алкогольном опьянении или под наркотическим воздействием.

«Они не понимают, что делают. А их ещё электрошокером… Это негуманно. Потом медиков же и обвинят во всех грехах. Будут говорить, что мы не только лечим, но и калечим. А если после этого с пациентом ещё что-то случится, не дай бог, с летальным исходом?.. Врач, применивший средство, потом будет долго доказывать, что это самооборона…»

Медицинский работник, идя на работу, не должен думать о том, что там ему будет кто-то угрожать. Наверное, государство должно обеспечить их безопасность, уверен врач.

   
   

«И здесь надо больше думать об охране медицинских учреждений теми, кто имеет право носить оружие, а не вооружать медиков. Это что за страна будет, если у врача помимо фонендоскопа, неврологического молоточка будут кобура и электрошокер? Давайте ещё дубинку ему дадим… Тогда в кого мы превратимся? Не врач, а терминатор в белом халате».

Десять лет за нападение на врача

И тем не менее все чаще в информационных лентах СМИ появляются сообщения: «В Красноярском крае жестоко избили врача-педиатра», «пациентка ранила врача кухонным ножом», «на медбрата Краевой клинической больницы напал кикбоксер», «в Ачинске убит известный врач», «в Красноярске пьяный пациент напал на врача «Скорой помощи», «пьяный пациент выбил врачу зуб», «в Норильске психически больной застрелил врача»…

Решение проблемы главврач красноярской станции скорой помощи и сопредседатель регионального штаба ОНФ Сергей Скрипкин видит прежде всего в ужесточении законодательства в отношении таких дебоширов. С такой инициативой он выступал ещё два года назад, когда в Красноярске было совершено очередное нападение на медработника. Тогда бригада скорой помощи приехала раньше полиции по сигналу о бытовом конфликте. И пока врач оказывал помощь пострадавшей женщине, мужчина накинулся на медсестру. Он начал её душить, а потом ударил головой о стену. В итоге медсестре диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга.

А ещё врач-общественник считает, что необходимо приравнять медработников к сотрудникам правоохранительных органов и представителям власти, покушение на которых наказывается жёстче. И именно в это русло советует направить усилия парламентариев.

«Каждый должен заниматься своим делом. И если такая ситуация произошла, то правоохранительным органам нужно реагировать незамедлительно. А то бывают случаи, когда мы вызываем полицию, но часами ждём, когда она приедет. Вот в этом направлении законодателям нужно продумать и прописать нормативы.

Во-вторых, нужно чаще придавать публичной огласке поступки таких людей, называя их фамилии. И даже размещать в публичных местах их фотографии с соответствующей подписью. Нужно осуждение таких людей в обществе и должно быть серьёзное наказание. Сейчас это классифицируется как административное правонарушение, в тюрьму дебошира не посадят. Поэтому они так безнаказанно себя ведут.

И когда депутаты заявляют о каких-то кардинальных изменениях, пусть на законодательном уровне решат: медика оскорбил – 3 года, толкнул – 5 лет, ударил – 10 лет. Вот тогда они будут думать, прежде чем поднять руку на врачей», - считает Сергей Анатольевич.

Каждый знает, как лечить?

Поддерживает позицию главврача скорой и красноярский врач-психиатр Дмитрий Бараксанов, но только в том, что наши врачи сейчас оказываются полностью беззащитными перед пациентом: в российском законодательстве за нападение на них не предусмотрено никакого строгого наказания, разве что как за мелкое хулиганство.

Кстати, Дмитрий Бараксаков сам однажды столкнулся с двумя пьяными дебоширами, один из которых был вооружён автоматом. Это произошло в отделении почты, куда он пришёл за посылкой. Мужчина не растерялся и смог задержать хулигана и удерживать его до приезда наряда полиции. Свой поступок медик не считает героическим, но поддерживает инициативу обеспечить врачей скорой помощи средствами безопасности.

«Считаю, что допустимо наличие у врачей газового баллончика или электрошокера, чтобы иметь возможность противостоять агрессивному пациенту и дать себе время для отступления, да и нападавшему – время подумать, что он творит. Одно дело, когда врач – взрослый мужчина и может дать отпор, другое – если это молодая хрупкая девушка, которая только окончила медицинский колледж или институт.

В последнее время мы наблюдаем тенденцию общей злобы и негатива в отношении медицинских работников. Если раньше к людям в белых халатах относились с уважением, то сейчас мы встречаем недоверие. Некоторые пациенты считают, что врач недостаточно умён, квалифицирован, не так оказывает помощь, и все медработники заодно с фармкомпаниями… В общем, много фактов недоброжелательного отношения, чаще всего не имеющих оснований», - говорит Дмитрий Бараксанов.

По мнению психиатра, недоверие к врачу связано ещё и с тем, что у нас почти каждый «знает», как учить и лечить. Начитаются в Интернете разной информации о той или иной патологии – полезной и вредной, приходят к врачу с готовым диагнозом и способами лечения. А если они не совпадают с мнением врача, получается противостояние, и в силовые структуры поступает масса писем с просьбой провести проверку. Между тем врач имеет опыт, медицинское образование, каждые пять лет подтверждает свою квалификацию.