Стоит подняться на Караульную гору в Красноярске, которую венчает знаменитая часовня великомученицы Параскевы Пятницы, как перед глазами открывается великолепная панорама города вплоть до самых Столбов. Одну из главных достопримечательностей краевого центра из государственной собственности передали Красноярской епархии.
По Каче плыла икона
Памятник архитектуры, который стал символом Красноярска, без сомнения, знает каждый житель России, который держал в руках бумажную десятирублёвую купюру с изображением часовни Параскевы Пятницы.
Восьмигранная кирпичная башня, выполненная в древнерусском стиле, высотой 15 метров, построена на Караульной горе, где раньше располагалось древнее языческое капище татар-качинцев.
Когда эти места заселили казаки, они поставили на Караульной горе деревянную сторожевую вышку с ночным дозорным, который должен был предупреждать о нападении кочевников. На русское поселение совершали набеги енисейские кыргызы, северные монголы, чёрные калмыки-джунгары.
Как пишет в своём исследовании, опубликованном в 2014 году, архитектор Ольга Руссу, по некоторым сведениям, на месте бывшей сторожевой вышки в начале XVIII века, ориентировочно после 1703 года, был установлен деревянный крест.
Он появился в память о погибших при штурмах Красноярска на холме Кум-Тигей (сейчас это Караульная сопка), а также всех осад, которые выпали на долю Красноярского острога.
«По существующему преданию, в тот день, когда устанавливали крест, горожане выловили в Каче икону святой великомученицы Параскевы Пятницы. Эту святую считали покровительницей скота и полей, ей молились о благополучии в доме, о хозяйственных нуждах, женихах. Поэтому часовню и назвали в честь великомученицы», – рассказывает пресс-секретарь Красноярской епархии Андрей Скворцов.
Существует и другая легенда, согласно которой девушка – казачка по имени Параскева, собирая на Караульной горе ягоды, увидела кочевников, которые мчались к городу. Она успела зазвонить в колокол, чтобы предупредить своих об опасности, и погибла от рук врага.
«Прозбами не утруждать»
Вообще, с часовней связано множество событий, которые отражают историю Красноярска. В мае 1767 года дворянин Матвей Тимофеевич Толщин обратился к тобольской духовной консистории с просьбой построить на сопке деревянную Крестовоздвиженскую церковь и возвести крышу над крестом у стоявшей часовни. На что получил отказ.
Затем красноярцы просили позволения возвести новое здание часовни взамен обветшавшего и вновь получили решительное «нет» тобольского духовенства.
«В указе консистории, направленном в красноярское духовное правление, было повелено: "На оной горе, сопке, часовню не строить, и крестного хождения туда не иметь. А впредь о построении на оной горе, сопке, часовни прозбами не утруждать, и Красноярскому духовному правлению чинить посему Ея Императорскаго Величества указу"», – следует из исследования Ольги Руссу.
Именно указом Петра I, датированным 1707 годом, возведение часовен было повсеместно запрещено, чтобы снизить финансовые и трудовые затраты населения. Этот период вошёл в историю русского православия как «часовенный разбор».
В 1722 году Синод принял ещё более радикальное решение «о разобрании всех существующих часовен и нестроении впредь новых».
И всё-таки красноярские прихожане добились своего. Томский епископ Афанасий 2 июля 1852 года разрешил построить новую каменную часовню на месте ветхой. Её архитекторами стали Яков Алфеев и Яков Набалов. Средства выделил купец Пётр Кузнецов.
Вторая жизнь
Сегодня из-за отсутствия документальных источников невозможно говорить об изменениях, которые претерпел первоначальный облик часовни.
Одним из наиболее ранних её изображений стала фотография, которую в 1887 году сделал Александр Попов. Тот самый изобретатель радио, который приехал в Красноярск, чтобы увидеть полное солнечное затмение.
Кстати, в этот день на Караульной горе за астрономическим явлением, которое длилось 4 минуты, наблюдали не только множество горожан, но и художник Василий Суриков. Он изобразил часовню 80-х годов ХIХ века на своём рисунке «Вид Красноярска».
После того как в 1930-е годы с купола часовни снесли крест и запретили проводить там молебны, долгое время она находилась в запустении.
Вторая жизнь православного символа Красноярья началась благодаря игумену Иннокентию, который добился возвращения часовни в лоно церкви в середине 1940-х. В середине 70-х годов прошлого столетия провели капитальный ремонт. Реставрацию - десять лет назад, вернув шатру исторический зеленый цвет вместо бордового. В 1995 году она стала памятником архитектуры федерального значения.
По словам Андрея Скворцова, с передачей часовни в собственность Красноярской епархии для прихожан ничего не изменится, молебны, как и прежде, будут проводиться по расписанию, которое определяет Покровский кафедральный собор.