Градус терпимости. Как избежать межэтнических разногласий

Запас терпимости должен быть у всех. © / Георгий Зотов / АиФ

Красноярский край уже давно стал родным домом для многих народов, приезжих мигрантов. О том, как исторически складывалась многонациональность региона и грозят ли нам межэтнические разногласия, мы говорили с заместителем начальника управления общественных связей губернатора Красноярского края Рашитом Рафиковым.

   
   

Интернациональный край

Кристина Смурова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Рашит Гиззатович, Красноярский край всегда был многонациональным. В какой период поток приезжих увеличился?

Рашит Рафиков: К концу 19-го века пришлое население доминировало над местным. Согласно данным знаменитой переписи населения за 1897 год, в регионе было зафиксировано более полумиллиона человек, причём на долю коренного населения пришлось менее 20%. Следующим крупным этапом народонаселения стало объединение двух процессов: строительство Транссибирской магистрали и столыпинская агарная реформа. Суть в том, что по железной дороге в Сибирь эмигрировали представители центральной европейской губернии, где была острая нехватка земли. Здесь же переселенцам предлагали хорошие участки и условия. Одним из ярких результатов этой реформы стало появление татарских и чувашских населённых пунктов на красноярской земле. Благодаря всему этому к началу Первой мировой войны население региона удвоилось. Стоит отметить, что и война внесла огромный вклад в смешение национальностей. Один из сильных потоков переселенцев - это голодбеженцы, люди, бежавшие из районов, поражённых засухой. 

- А что ещё повиляло на формирование межнационального состава?

- Большую роль сыграли периоды первых пятилеток, а затем и массовые ссылки. Сначала по асоциальному признаку - бывшие священнослужители, кулаки, купцы, дворяне, а затем и по национальному - немцы, финские татары, калмыки, болгары. Когда репрессии закончились, большая часть переселенцев вернулась на историческую родину, но многие и остались. Свою лепту внесло и то, что Сибирь остро нуждалась в трудовых ресурсах, поэтому сюда ехали на строительство ГЭС, были ударные комсомольские стройки. Яркий пример - город Шарыпово, куда прибыло более 13 эшелонов с приезжими. Благодаря этому город считался самым интернациональным в крае. 

- Как распад СССР отразился на потоке мигрантов?

   
   

- В этот период миграционные потоки стали встречными. В край вернулось русскоязычное население, при этом многие национальные диаспоры стали уезжать обратно на родину. В итоге к 90-м годам резко снизилась рождаемость населения, а на фоне миграционной утечки в последующие 25 лет численность населения края уменьшилась на 10%. Но именно в эти годы в регион стали приезжать иностранцы. В советское время Красноярский край был закрыт для них из-за большого количества военно-промышленных предприятий. После открытия региона здесь появились англичане, американцы, шведы, португальцы.

Также этот период знаменуется резким национальным самосознанием, когда многие группы стали называть себя отдельными национальностями. Например, чулымцы получили статус отдельного народа, хотя прежде записывались как хакасы, или русины, хранители старославянского языка, которые ранее считались украинцами.

О ксенофобии и конфликтах

- Сегодня часто можно услышать фразу: «Понаехали!». Многие искренне считают, что от приезжих нет пользы. Какова ваша позиция?

- Сибирь всегда формировалась за счёт мигрантов, которые вносили и вносят огромный вклад в развитие края. Например, многие сюда приезжают за высшим образованием - это вносит вклад в развитие экономики и науки. Для развития спорта также нужны приезжие: для регби - норвежцы, для хоккея с мячом - шведы, в баскетбол - афроамериканцы. В строительстве не обойтись без иностранцев. Отдельно отмечу, что прибывающие стали аккумулироваться исключительно в крупных городах, где легче найти заработок. В крае среди таких городов первое место занимает Красноярск, второе - Норильск.

- Разные национальности в Сибири всегда уживались достаточно мирно. Грозят ли региону межэтнические разногласия?

- Ксенофобия по национальному признаку была всегда. Но раньше не было Интернета. Ещё десять лет назад в предоставлении негативной информации и формировании общественного мнения лидировали телевидение и газеты, теперь же на первом месте - социальные сети и Интернет, которые зачастую по своему незнанию либо заказу ради рейтингов разжигают межнациональные войны. Одно радует, что в нашей стране свобода слова не стоит превыше людей. И у нас нет карикатурных журналов, задевающих интересы других национальностей. 

- Как сохранить толерантность?

- Сегодня огромная роль в воспитании толерантности закладывается в семьях и школах. Однако и со стороны приезжих проводится немало культурно-просветительских мероприятий, направленных на мирное сосуществование разных народностей на одной территории. Со своей стороны, и мигранты должны уважать и принимать законы, а также нравы коренного населения. С давних времён повелось такое правило: выжить в Сибири поможет только взаимное уважение и поддержка друг друга. Мы все заинтересованы в социальном мире, который очень хрупок. Поэтому давайте почаще встречаться на переговорных площадках, где будем обсуждать наболевшие темы и вместе искать выход из сложных ситуаций. 

Досье
Рашит Рафиков родился в 1960 году в г. Ишимбае Башкирской АССР. После школы работал токарем, служил в армии. Окончил Новосибирский государственный университет. Кандидат исторических наук, автор более 100 научных публикаций. Специализируется на проблемах межэтнических отношений в Сибири. В настоящее время - заместитель начальника управления общественных связей губернатора Красноярского края. Женат, воспитывает двух дочерей.