Сколько детей должно быть в счастливой семье? Каждый на этот вопрос отвечает по-разному. Например, Иван Терещук считал, что четыре сына – это идеально. Его жене Марии хотелось ещё и девочку – как в сказке про зайчат: четыре сыночка и лапочка дочка. Но оказалось, что настоящее счастье границ не знает.
Четыре сыночка
Поначалу о большой семье ни Иван, ни Мария особо не думали. Когда поженились, у Марии уже было два сына от первого брака – Костя и Максим, хотели совместного. И судьба подарила им Романа. А через 10 месяцев ещё и Никиту. Мария, когда узнала, что будет четвёртый мальчик, рыдала целую неделю. Зато радовался Иван: сыновья – гордость для мужчины.
Правда, большая часть заботы о детях легла на плечи Марии: супруг работал вахтовым методом и месяц, а то и больше, не бывал дома. Чтобы жене было легче, решил перевезти семью из душного Красноярска в Большую Мурту к родителям. Иван вырос в деревне и, как ни старался, привыкнуть к городу не смог. Мария же любила быстрый ритм, но в село переехать согласилась и до сих пор не жалеет.
И всё вроде хорошо, но Марии очень не хватало в доме девочки. По состоянию здоровья родить снова она не могла, поэтому стала уговаривать мужа взять ребёнка из детского дома. Иван был категоричен: «Нет, я не смогу полюбить чужого ребёнка с непростой судьбой, а жалеть не хочу, и неправильно это». Почти четыре года понадобилось Марии, чтобы Иван стал думать по-другому, и согласился пройти Школу приёмных родителей.
Наша Даша
Так в 2017 году в семье Терещук появилась Даша. Её анкету Мария просто пролистывала: на фотографии ребёнок с сильным косоглазием, с чёрным от гнилых зубов ртом и ёжиком волос. Но при знакомстве её бойкое: «Здрасьте!» – и очарование не оставили сомнения: «Даша наша!»
В сегодняшней Дарье не узнать уже ту девочку. Несколько операций на глазах, долгое лечение зубов, забота, внимание и любовь сделали из неё красавицу с умными глазами.
«Не скажу, что было легко. Первые месяц-два, пока привыкала, было всё нормально, потом появились истерики, требования, но мы понимали: так она проверяет границы дозволенного. Столкнулись и с ревностью сына Ромы – они долго делили своё место, пока не стали родными», – рассказывает Мария.
В 2020 году супруги подали документы на удочерение. Теперь в свидетельстве о рождении девочка Терещук Дарья Ивановна. В поликлинике до сих пор удивляются, как так получилось, что двойняшки Даша и Рома родились с разницей в полтора месяца.
Таня плюс Володя
Через год Даша захотела сестру. Тогда Мария уже работала в управлении образования в отделе опеки и попечительства и по долгу службы общалась с Сосновоборским детским домом. Там и увидела Танюшу.
Рыжеволосую девочку с очаровательными веснушками, словно сошедшую с советской открытки. У Тани был младший брат Вова трёх с половиной лет. «Пусть будет ещё и мальчик», – решили супруги. Дети были с серьёзной задержкой речи. Знакомые даже говорили: «Зачем они вам, вы же с ними намучаетесь...» Но Таня пошла в первый класс в обычную школу. Было трудно, но усилиями Марии девочка смогла освоить программу, сейчас уже в третьем классе и учится хорошо.«Вова же остановился в развитии на уровне двухлетнего ребёнка, не разговаривает, эмоции свои не контролирует; если дома ещё спокойный, то в детском саду может делать всё, что захочет, и его очень трудно остановить. Может, и сможем выправить, но уже готовы к тому, что и после 18 лет он останется жить с нами», – рассказывает Мария.
Дима и ещё один Рома
В первый год пандемии семья пополнилась ещё двумя мальчишками. Из-за ковидных ограничений загородные лагеря на каникулы не открылись, ребятишек из детских домов старались пристроить на лето в семьи на гостевой режим. Терещукам предложили взять братьев – десятилетнего Рому и пятилетнего Диму.
Мальчишки сначала приехали на месяц, потом оставались ещё и ещё. В августе Дима заявил, что ему в семье нравится, будет жить тут. Но Мария с Иваном сомневались: Роман большой, боялись, что не смогут найти с ним общий язык. В школу он почти не ходил, вынужден был сидеть с младшим братом, пока родители пили. Знания, как у первоклассника. Но мальчишки им нравились, и супруги оформили опеку. Димку определили в детский сад, Роман пошёл в школу.
Учёба давалась с трудом. Слёзы, истерики, кричал, чтобы сдали его обратно, что он тупой, но благодаря учителям всё преодолели. После окончания первой четверти он пришёл и сказал: «Спасибо, мама, я в первый раз вышел ударником».
Сейчас он учится в кадетском корпусе, а туда, как известно, с плохой успеваемостью не берут.
Любимица Ульяна
Осенью прошлого года в большой семье появилась Ульяна. Копия папы и бабушки. Никто не верит, что это не их кровный ребёнок.
«Уле было 2 года 10 месяцев, когда мы её забрали домой, плюс букет заболеваний, в том числе проблемы с сердцем. Решение принимали два месяца, боялись…»
От родной матери Улю забирали дважды. В первый раз в год, но женщина смогла вернуть ребёнка. Окончательно её лишили прав в январе 2021-го, когда девочка попала в больницу с двусторонней пневмонией, рахитом, инфекций глаз и весом 7 кг. В ней едва теплилась душа. Вот такую, с огромным медведем, и увидела её на фото Мария…
За три месяца в семье, где с первой минуты девочку полюбили все, она заметно подросла, стала набирать вес, самостоятельно одевается, охотно общается.
«Говорит ещё плохо, но очень сообразительная, – рассказывает Иван. – Как-то прошу её: "Уля, скажи Максу, чтобы принёс мне влажные салфетки". Мария на меня так посмотрела: мол, ты понял, какое поручение дал ребёнку, который не разговаривает? Но она нашла Максима, взяла его за руку, привела в спальню, вручила салфетки и привела ко мне. Ну кто скажет, что она отстаёт в развитии?»
Первое время девочка буквально не отлипала от мамы, висела на папе, плакала, когда их не было рядом. Сейчас поняла, что любовь в этой семье ей дадут в любое время, стала спокойнее и увереннее.
Ошибка воспитания
Была в этой семье и еще одна девочка. Её было 16 лет, когда её взяли под временную опеку. Марии хотелось, чтобы она перед тем, как выйти во взрослую жизнь, почувствовала тепло семьи. Скромная, целеустремленная, заботливая, через три месяца показала другое лицо. Мария признаёт, что сама неправильно себя повела с самого начала, хотя муж не раз предупреждал её.
«Она пришла к нам накануне 16-летия. Я решила, что у неё все должно быть не хуже, чем у других. Заняла денег, купила дорогой пуховик, золотые сережки на новый год, телефон на День рождения. Заказали торт, букет роз. Отказывалась, благодарила, смущалась… Наняли репетиров, чтобы подтянуть в учебе – педагоги её хвалили… К 8 марта ноготочки сделали, реснички… Я сама люблю за собой ухаживать, и хотела её к красоте приучить… Ваня говорил, что не надо так сильно её баловать, но я была уверена, что делаю всё правильно…»
Все резко изменилось весной, она начала до ночи гулять и не отвечать на звонки, обманывать, присылала фотографии вещей, которые ей надо купить, ссорила детей между собой. Когда стали с ней жёстче разговаривать, заявила, что поставит себе синяк и скажет, что это мы её избили и тогда у нас заберут всех детей. На вопрос: «Что случилось?», отвечала с вызовом: «Весна».
Супруги поставили её перед выбором: или начинает выправляться или они вернут ее обратно, но девочка была слишком самоуверенной. Было больно, но пришлось расстаться. Этот урок супруги запомнили и стараются больше так не баловать ребятишек.
Приходится крутиться
Сегодня в семье Терещук десять детей. Даша удочеренная, остальные под опекой. О своём происхождении все знают, но Иван с Марией против того, чтобы дети сейчас встречались с кровными родственниками.
«У Даши есть бабушка и дед, но они не могут растить девочку, но мы с ними в хороших отношениях, они нас не тревожат. Был опыт общения с родными других детей, они им как личности не интересны, только испрашивают: "А сколько за них платят?", "А что вы им купили", "А им квартира будет потом положена?". В общем, только материальные ценности. После такого общения, дети становятся неуправляемыми… Не полезно им всё это. Вырастут, если захотят, поможем отыскать».
Остальных приёмных детей усыновлять не планируют, как раз из-за того, что государство сможет им в финансовом плане дать больше, чем простая семья. Это и квартира, и подъемные, и гарантированное бюджетное место при получении профессии, и неплохая стипендия. Мария и Иван могут дать любовь, заботу и хороший пример семейных отношений, помочь им со здоровьем и выправить учёбу. Конечно, и сейчас приёмным выплачивают деньги на каждого ребенка – около 18 тысяч рублей, но этого всё равно не всегда достаточно.
Только представьте, сколько нужно денег, чтобы всех одеть и прокормить. Так, на сборы к новому учебному году семерых учеников потратили 137 тыс. рублей! Между тем детей все дети ходят в развивающие кружки, Таню вместе с Никитой даже возили в модельную школу в Красноярск. Раз в год или два, детей по очереди вывозят на море. Этим летом едут пятеро, включая Ульяну, которой как никому сейчас нужно море. Благо успели купить льготные билеты в два раза дешевле их реальной цены.
В день же на семью приходится готовить девятилировую кастрюлю супа, если пирожки, то для начинки надо, к примеру, 30 яиц и килограмм лука, на котлеты – 5 кг фарша. Кстати, Мария очень любит готовить, причём делает это вкусно и быстро, несколько блюд сразу. А пироги в доме пекутся практически каждый день.
Дом мечты
Правда, кухонька у Терещуков маленькая, за ужином все никогда не собираются, едят по очереди (за исключением праздников, когда стол накрывают в гостиной, где, кстати, спят трое младших мальчишек). Глава семейства уже второй год делает пристройку, где будет большая кухня, появятся ещё две спальни. Но финансов не хватает, а сейчас, когда всё сильно подорожало, вообще не надеется быстро доделать.
Недавно приглядели другой дом – двухквартирный, благоустроенный, с хорошим ремонтом. Если объединить, то будет семь комнат и два санузла. А ещё там есть хороший гараж, хоздвор с постройками и участок в 68 соток под ЛПХ. Это значит, что можно развести домашних животных и не покупать мясо, яйца и молоко. Дом продают всего за 4,5 млн, но пока таких денег в семье нет.
«Мы свой дом выставили на продажу, а вдруг удастся продать, добавить заёмные и получить дом мечты… Если нет, постепенно сделаем теремок из того, что есть».
Чтобы не выгорать, супруги дают друг другу время на отдых. Иван любит охотиться, уезжает на несколько дней в лес, иногда берёт с собой старших сыновей. Марии для отдыха достаточно бесцельно пройтись по магазинам, посидеть в кафе, сходить на маникюр или к косметологу. За детьми с удовольствием приглядывает бабушка, мама Ивана. Но главное, что все дети чувствуют друг друга, старшие всегда в ответе за младших и не побеспокоят лишний раз родителей. А если вдруг у мамы (папы, бабушки…) заболела голова, и она прилегла, в доме сразу становится тихо.
На вопрос, не планируют ли ещё детей, Иван делает большие страшные глаза, а Мария улыбается.
«Нет предела совершенству. Костя уже студент; ещё два года – и вылетит из гнезда Максим. Никита вслед за Ромой хочет пойти в кадеты, а Даша – в Мариинскую гимназию. Дом сразу опустеет. А мы уже привыкли к топоту детских ног. Но ничего специально не планируем, счастье само в руки идёт».