В этом году команда «Аиф на Енисее» вместе с партнёрами и единомышленниками отправится на юг края. Мы планируем доехать до Краснотуранска через Балахтинский, Минусинский, Новосёловский, Шушенский, Ермаковский, Каратузский, Курагинский и Идринский районы и республику Хакасия. Постараемся посетить отдалённые посёлки, даже если там живёт всего один ветеран.
Две на весь район
Первым пунктом автопробега станет Балахтинский район. Отсюда на фронт ушли 8100 человек, в живых тогда остались только 3900 из них. До наших дней дожили всего два ветерана – Валентина Вениаминовна Кривальцова и Анна Павловна Осипова.
Когда началась война, Валентина Вениаминовна работала на заводе, где сушили картофель. В 1942 году попросилась на фронт, но ей отказали: девушки ещё не было восемнадцати. А через год пришла повестка.
«Мама вспоминает, что до войны она, хоть и была сиротой, никогда не голодала, а вот носить было нечего – ни белья, ни хорошего платья. А когда призвали в армию, полностью обмундировали. Она радовалась, как ребёнок, новой гимнастёрке, юбке, сапожкам», – рассказывает дочь Екатерина Несина.
Валентину вместе с другими девчонками отправили в освобождённый к тому времени Сталинград. Она была прожектористкой: высвечивала вражеские самолёты и пути их следования. Потом служила на Северном фронте, а в конце войны – на Востоке, где и встретила День Победы. Радость, объятия, слёзы, поцелуи... И первые сто граммов фронтовых.
Анна Павловна на службу в ряды Советской армии была призвана по путёвке комсомола в мае 1942 года. Почти три года отслужила в противовоздушных войсках, а в 1944 году её направили на Восточный фронт в контрразведку «СМЕРШ», участвовала в разгроме Квантунской армии. В 1945 году перешли границу с Китаем, где выявляли диверсантов, шпионов, было очень трудно, попадали под обстрелы, бомбёжки. Демобилизовалась только в 1947 году. Сейчас Анне Осиповой 97 лет, но односельчане говорят, что, глядя на неё, не веришь официальным данным паспорта, а её чувству юмора можно позавидовать.
Спустя 50 лет
Эта земля взрастила девять Героев Советского Союза и полного кавалера ордена Славы. Одного из них – Мудрова Михаила Ивановича – признали героем спустя 50 лет после Победы.
В 1939 году 20-летний Михаил Мудров добровольно пошёл в военную школу пилотов, а войну встретил уже лётчиком-истребителем.
В 1942 году за сбитые 8 самолётов противника трижды раненный в воздушных боях был представлен к ордену Ленина, но вручили орден Отечественной войны I степени. В августе1943 года на его боевом счету было 19 лично сбитых и 7 сбитых в группе. За 15 сбитых тогда давали Героя, но Мудрова наградили орденом Красного Знамени. В конце 1943 года за 43 боевых вылета, проведённых без потерь, Мудрову вручили орден Александра Невского.
27 января 1944-го сибиряк сбил два вражеских самолёта, но и сам был подбит и вскоре умер. Похоронен безымянным (документов при нём не оказалось), а в части считался пропавшим без вести. После гибели в предоставлении летчика к званию Героя тоже было отказано из-за записи в документе «пропал без вести».
В 1975 году однополчане нашли его могилу и добились отмены приказа о признании пропавшим без вести. 10 апреля 1995 года гвардии капитану Михаилу Ивановичу Мудрову было посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.