Кирпичному зданию на ул. Профсоюзов в Красноярске, построенному в стилизованной эклектике и напоминающему замок из Средневековья, намерены вернуть его исконное название. Раньше объект культурного наследия назывался казённым винным складом. Как считают эксперты, это будет оправданно с точки зрения исторической справедливости.
История малоизучена
Здание казённых винных складов, по официальным документам и мемориальным табличкам, было построено в 1890 году. Хотя возводились такие винные заводы в Енисейской губернии с 1902 по 1905 год. Об этом в своей работе «Архитектурно-строительная история заводских комплексов – казённых винных складов в Енисейской губернии начала XX века» упоминают её авторы – профессор архитектуры СФУ Владимир Царёв и аспирант Кристина Латышева.
Они делают вывод, что «история промышленной архитектуры Сибири отечественного зодчества дореволюционного периода остаётся малоизученной». Возможно, этим и можно объяснить такое разночтение в датах строительства казённых винных складов.
Понятие «склад» не означало подвалы, наполненные штабелями бутылок. На самом деле это было полноценное производство спиртных напитков, то есть огромный по дореволюционным меркам ликёро-водочный завод, где изготавливалась водка различных сортов. Назывался тогда горячительный напиток «Столовое вино № 21».
«На их территориях ведущая роль отводилась главным технологическим корпусам. В них объединялись спиртоприёмное, котельное, машинное, фильтрационное, моечное отделения, а также столовые, конторы и лаборатории», – писали Латышева и Царёв.
Всего за четырнадцать лет в России появилось около четырёхсот винных складов, или, как их ещё называли, «винных монополь».
Строились они на деньги государства, и доходы, соответственно, шли в российскую казну. Так проводилась питейная реформа, которую запустил министр финансов Сергей Витте по инициативе царя Александра III. Уже к 1913 году поступления в бюджет составляли 26% от всех его доходов.
Измеряли казёнными вёдрами
Производимый в то время алкоголь измерялся казёнными вёдрами. Это русская дометрическая единица измерения объёма жидкостей, равная примерно 12,3 литра. Из этого количества получалось 10 штофов, 16 винных или 20 пивных бутылок.
«Собратья» красноярского завода с некоторыми отличиями были построены в Томске, Омске, Минусинске и Канске.
«Они отличаются друг от друга, но стиль один, хотя в них много всего намешано, что-то взято от готики, но каждое по-своему прекрасно», – считает красноярский архитектор Евгений Разваляев.
Историческая ценность
Сейчас у архитектурного памятника длинное название – «Дом, где в 1917–1919 гг. размещался оружейный арсенал и получали оружие рабочие-красногвардейцы».
«Называлось винной монополией, пусть так и называется. Точно так же, как библиотека Юдина или мемориальные Ленинские места. Ни у кого это не вызывает отторжения или негативных эмоций. Уже проведена историко-культурная экспертиза, и процесс возвращения прежнего названия запущен», – говорит Евгений Разваляев.
Мнение красноярского архитектора разделяет и заместитель директора Красноярского краеведческого музея по экспозиционно-выставочной работе и маркетингу Илья Куклинский. При этом он считает, что к каждому объекту нужно подходить индивидуально и рассматривать на специальной комиссии, в которую должны входить историки, краеведы, архитекторы.
К сожалению, от комплекса казённых винных складов осталось лишь одно здание. Остальные сохранившиеся постройки были снесены строительной компанией «Сибиряк», которая получила за символическую плату землю бывшего комбайнового завода.
«В Красноярске была создана инициативная группа, которая подавала заявление в краевую Службу по охране культурного наследия, чтобы в реестр охраняемых государством объектов был внесён весь комплекс, но получили отказ», – говорит Илья Куклинский.
Бесспорно, все архитектурные памятники, которые всё же удалось сохранить, – это историческая ценность. Только вот в Красноярске их осталось слишком мало, за последние тридцать лет много снесли, сетует Евгений Разваляев.
«Не я придумал, что у народа, который не помнит свою историю, нет будущего. Посмотрите на Исторический квартал на ул. Горького. Оттуда все выходят с чувством восторга. Очень надеюсь, что и с этим зданием сделают что-то достойное, и весь город будет ходить и им любоваться. Всё-таки старая архитектура отличается от новой. Она ближе к человеку, не такая обезличенная», – считает архитектор.
Сейчас здание законсервировано. Реставрировать его обязана компания «Сибиряк», однако учитывая, что ее основателя Владимира Егорова подозревают в мошенничестве, этот вопрос находится в подвешенном состоянии.