Капля раба. Каждый из нас может защитить свои права потребителя

Людьми движет психология бесправия. © / Виктория Ветер / АиФ

Житель Минусинска отсудил у туристической компании «ПЕГАС Екатеринбург» 97 тыс. за путёвку в Сочи. Из-за болезни родственника мужчина не смог поехать отдыхать и попросил вернуть деньги. Однако турфирма ответила отказом. Суд принял решение выплатить истцу сумму стоимости путёвки, компенсацию морального вреда и штраф за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя. Интересы мужчины в суде представлял краевой Роспотребнадзор. О том, как красноярцы защищают свои права, рассказывает корреспондент «АиФ-Красноярск». 

   
   

Психология бесправия

Это не единственный случай, когда граждане отстаивают свои права. И в этом им помогают суды и надзорные ведомства в сфере защиты прав потребителей. «За прошлый год судебные приставы края взыскали в пользу 2058 работников более 163 млн 700 тыс. рублей задолженности по зарплате. А за январь нового года причитающиеся деньги получили от работодателей 323 жителя региона, размер суммы - более 4 млн рублей», - рассказала сотрудник пресс-службы УФССП России по Красноярскому краю Валентина Завизион.

Тем не менее во многих людях по-прежнему сидит так называемая психология бесправия. «Не нравится - пиши заявление, я на твоё место с улицы десять человек возьму», - любимая фраза многих руководителей, особенно частных компаний. Повторяется эта мантра, чтобы посеять в работнике страх остаться без работы и внедрить в его сознание психологию раба. Однако многие не согласны на роль униженных и оскорблённых. К примеру, житель Ачинска, работавший без взысканий и замечаний водителем пассажирских перевозок, после увольнения по собственному желанию не получил расчёт. Работодатель кормил его обещаниями. В результате у человека появились долги за квартиру, и он обратился в суд. 

Но даже после решения Фемиды о выплате задолженности и морального вреда в его пользу руководитель транспортного предприятия рассчитываться не торопился. Тогда за дело взялись судебные приставы, которые предупредили ответчика, что со счёта его компании средства будут списаны в безакцептном порядке, кроме того, он заплатит в счёт государства 7% от суммы. Этого оказалось достаточно, чтобы тут же выплатить бывшему сотруднику более 30 тыс. рублей.

В течение пяти дней после возбуждения исполнительного производства 400 тыс. рублей выплатил работнику, получившему производственную травму и инвалидность, владелец одного из красноярских бетонных заводов. Пример, как нужно поступать собственникам, пострадавшим в результате ремонта кровли, показала жительница Красноярска. Она подала исковое заявление в суд о порче её имущества на краевой Фонд капитального ремонта. Подрядчик некачественно отремонтировал крышу, в результате чего квартиру женщины подтопило, на потолке образовались тёмные пятна от воды, пошли трещины, начала осыпаться штукатурка. Результат - 63 тыс. рублей компенсации за причинённый ущерб. 

«Специалисты краевого Управления Роспотребнадзора приняли участие в 492 процессах на стороне граждан и помогли вернуть людям 29,8 млн рублей за полученный ущерб, в том числе 1,2 млн компенсации морального вреда, - рассказывает пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Наталья Краснопеева. - Чаще всего в прошлом году права потребителей нарушались в сфере обслуживания. На некачественное оказание услуг было подано 73 судебных иска, львиная доля которых - 60 обращений - пришлась на торговлю. Бытовые услуги в этом списке занимают второе место - 28 исков. На третьем с 14 жалобами стоят споры по оказанию финансовых услуг, 10 исков в сфере ЖКХ, 5 - к турфирмам. Значительно меньше исков было подано на долевое строительство, платные медицинские, риэлтерские услуги, услуги связи, но они есть».

И всё же, по словам Натальи Краснопеевой, многие претензии решаются в досудебном порядке. Иногда достаточно позвонить руководителю предприятия, и претензия обиженного тут же снимается.

   
   

Потребительский экстремизм?

Несмотря на то что защита прав потребителей - одна из основных задач Роспотребнадзора, специалисты ведомства сначала изучат жалобу, установят, есть ли факт нарушения со стороны хозяйствующего субъекта, про­анализируют его, дабы исключить так называемый «потребительский экстремизм». Это определение применяется к людям, желающим извлечь материальную выгоду, ссылаясь на закон «О защите прав потребителей». Его последняя редакция, по мнению специалистов, максимально гарантирует потребителям защиту их прав, но не предусматривает то же самое в отношении продавца и производителя.

Впрочем, это не значит, что последние не могут пойти в суд, чтобы доказать свою правоту. К примеру, с начала 2018 года судебные приставы края взыскали с физических и юридических лиц более 9 млн рублей задолженности за услуги связи по 2782 исполнительным производствам. Красноярцы погасили долг в размере около 3 млн рублей, жители Лесосибирска заплатили около 600 тыс., более 340 тыс. рублей поступило на счета мобильных операторов от минусинцев и около 180 тыс. - от зеленогорцев.

Мнение эксперта

Председатель Красноярского общества защиты прав потребителей, сопредседатель Союза потребителей России по СФО Михаил Шевцов:

- Потребительского экстремизма не существует. Это выдумки предпринимательского сообщества, или, как ещё говорят, намеренная подмена понятий. Наша организация работает в крае с 1990 года, и за это время с недобросовестными потребителями мы не сталкивались ни разу. Но постоянно фиксируем наличие фальсифицированных молочных продуктов с пальмовым и растительным маслом, которые поставляют в детские учреждения. Нами проведено порядка 100 исследований, в том числе и колбасных изделий, куда вместо мяса кладут измельчённые хвосты и шкуру животных.