Кежма. Медвежий угол настоящих сибиряков

Уникальный храм, которому более 200 лет, ушёл под воду. © / Из личного архива

Ещё недавно на территории Красноярского края сохранялся уникальный заповедник русского старожильческого населения - Кежемский район. В нём коренное население сберегло себя практически в неизменном с XVI века виде. Каким было сибирское село Кежма, узнал корреспондент «АиФ-Красноярск». 

   
   

Сибирская житница

Образ жизни, традиционная архитектура и промыслы, даже язык оставался почти неизменным, 500-летней давности с большой примесью тунгусских слов. К сожалению, в других районах Приангарья (Мотыгино и Богучаны) это чудо не сохранилось.

Роль Кежмы во время освоения Красноярского края была очень велика. Особенно в периоды, когда Енисейскому острогу приходилось вести боевые действия. По капризу природы в зоне рискованного земледелия оказался именно этот островок. Полноценная рожь, а в советские времена - помидоры и арбузы, самые рыбные места здесь же. Так что, несмотря на 700 вёрст пути, Енисейск питался хлебом с Ангары вплоть до XIX века. Но и тогда сибирская житница не бросила свои пашни и сохранила традиционные промыслы как двойной залог успешного развития.

Кежемские ворота отличаются от обычных деревенских. Фото: Из личного архива семьи Гревцовых

Причиной неприкосновенности стала её труднодоступность. Этот район находится как бы в сердце Приангарья, и потому равноудалён и для Иркутска, и для Енисейска. А путь к ней тяжёл и опасен. Эта отдалённость требовала экономической самодостаточности, и государство вынуждено было пойти на этот шаг. Всё, что было необходимо населению, район производил сам. Кстати, даже революция ничего не изменила в этом порядке.

При советской власти Кежма стала административным центром. Здесь работали свой мясо- и молочный комбинат. Строилась ВПП для взлёта-посадки Ту-154. Синхронно с появлением проекта Богучанской ГЭС был разработан проект переселения деревни целиком. На новом месте коренных сибиряков ждали и сегодня не везде виданные чудеса - централизованное отопление и ливневая канализация. Благодатное место, способное само обеспечить себя хлебом и прочей продукцией, объективно оторванное от цивилизации. Были у Кежмы и другие достоинства.

Монгол-одуванчик?

Сегодня историческая наука доподлинно знает фамилии основателей этого поселения - Брюханов, Зарубин и Медведев. Встретите человека с такой фамилией, спросите, не с Ангары ли его предки. Если кивнёт, перед вами прямой потомок отцов-основателей. Есть и ещё несколько фамилий, которые упоминаются в истории села.

   
   

До недавнего времени существовали даже местные поговорки: «Как есть - так Брюханов, как спать - так Медведев, как работать - Безруких, как драться - так Зарубин». Рукосуевы, Колпаковы, Бурмакины - это всё кежемские старожилы. Их, кстати, профессиональные этнографы различают и в наше время в уличной толчее. Дело в том, что потомки первых поселенцев Сибири отличаются от нас антропологически. Казачкам с собой женщин возить было не с руки, так что в жёны брали тунгусских девушек. Азиатская кровь генетически сильнее славянской и за столько лет должна была бы задавить последнюю. Но тем не менее смесь казачьих и местных кровей привела к появлению особого типа людей. Высокий, рыжий, раскосый, скуластый, крепкий и обязательно белокожий, прямо монгол-одуванчик? Перед вами 100-процентный кежмарь!
Обычный сибирский двор был строением открытым. Фото из журнала LIFE

Ещё два века назад исследователи и путешественники отмечали непохожесть жителей этой деревни на другие ангарские поселения. Даже обычный крестьянский двор здесь отличался от любого расположенного в соседнем районе.

Обычный сибирский двор был строением открытым. Кежемский - обязательно крытый и мощёный: зачем всю зиму тратить время и силы и чистить снег? У ворот не лавка-завалинка, а деревянный диван с гнутой спинкой. Здесь же дерево высокое с яркими плодами - рябина или калина, чтобы длинной зимой радовало цветом. Ворота не простые, а резные, винтовые и тоже раскрашенные. Причём по ширине проезда ворота были совершенно не рациональные. Есть у хозяина тройка или нет, неважно - со временем обзаведёмся, не переделывать же потом ворота, так что строим с запасом. Внутренние стены двора образовывали стены хозяйственных построек. Далеко не все они были жизненно необходимы, но строились опять же про запас. Детей нарожают - в прируб поселят, а нет - так для скотины амбар пригодится. Вот этот размашистый оптимизм, не боящийся труда, и был отличительной чертой кежемцев.

Откуда родом Краснояровы?

К сожалению, после заполнения Богучанского водохранилища всё это чудо, вся эта живая история края оказалась на дне.

«Думаю, что здесь мы имеем дело с государственной ошибкой, - сетует археолог Юрий Гревцов. - Надо было любым способом попытаться сохранить саму общность старожилов. Понятно, что самая энергичная часть населения покинула деревню ещё в 1984-1985 годах. Тогда судьба ГЭС повисла в воздухе, но в селе уже запретили хоронить умерших, возводить новые постройки и так далее. Люди, умевшие смотреть на перспективу, уехали на «большую землю». А с другой стороны, даже напоследок поселение первых казаков сумело совершить ещё одно чудо! Уехавшую часть населения государство заместило освободившимися уголовниками. И за двадцать лет, прошедших до возобновления стройки гидро­электростанции, уголовный элемент со своей многовековой субкультурой не смог переломить здешний уклад жизни. Наоборот, суровая сибирская деревня растворила в себе уголовников. Ангарские условия жизни перековали тысячи людей. Теперь этот исконно русский уголок мы утратили навсегда. А ведь Кежма могла стать козырной картой в большой политической игре».

Богатая кежемская жизнь закончилась на дне водохранилища. Фото: Из личного архива семьи Гревцовых

«Сейчас в стране действует множество программ для малых народов, - продолжает Юрий Гревцов. - Самая большая мечта - получить статус исчезающего народа, который сопровождается максимальными льготами. Вот у нас в крае, например, есть долганы. Они пользуются всеми правами коренного населения енисейского Севера. Но вам любой учёный скажет, что в этногенез долган наряду с селькупами, якутами, нганасанами вошли и русские.

Получается, что наши предки стали прародителем коренного населения? Так, может, настало время объявить потомков первопроходцев старожильческим населением? Не надо каких-то особых льгот. Давайте разработаем закон, который позволит просто регистрировать сам факт наличия русского старожильческого населения. Один пример - откуда родом Краснояровы? Только из одного города, так же, как Устюжанины. Им прописку можно не ставить. Они родом из Красноярска! И только отсюда, они местные старожилы».