Коронавирус: прячемся или боремся? Как эпидемия поменяла привычный уклад

Местные торговые сети объявили, что замораживают цены на полторы сотни продуктов и товаров для предотвращения паники. © / Александр Власенко / АиФ

Эпидемиологическая ситуация с коронавирусом, в которой оказалась вся страна, затронула и Красноярский край. С одной стороны, люди боятся «заморской заразы», с другой – подчас сознательно нарушают все мыслимые нормы предосторожности и гигиены. Как регион переживает эпидемию выяснял «АиФ-Красноярск».

   
   

Смыть заразу!

 Через две недели после первых сообщений о российских инфицированных в Красноярске начали мыть всё: поручни в автобусах, лифты в пешеходных переходах и даже подъезды.

С любителями запасаться продуктами впрок тоже удалось справиться – продавцы в магазинах выкладывали на полки макароны, гречку и другие крупы, рулоны туалетной бумаги по мере их исчезновения. «Зашёл на почту, смотрю – даже здесь гречка есть!» – коллега выставляет фото с ценником 45 рублей за килограмм народного продукта. Местные торговые сети объявили, что замораживают цены на полторы сотни продуктов и товаров для предотвращения паники.

А в Интернете какой-то житель Советского района вывесил на пару часов объявление: «Продам пакет кашля с коронавирусом за 500 рублей, – предложив возможные варианты использования: можете дать подышать тому, кто вас бесит. Можете подышать сами, если устали жить. Можете оставить на чёрный день». Скорее всего, это была неудачная шутка.

«Кукушечка поехала»

Сейчас в Красноярске подтверждено шесть случаев заражения коронавирусом, троих уже готовят к выписке – тесты показали, что они полностью здоровы. Правда еще четыре попали под подозрение - их анализы направлены на экспертизу.

Несколько дней назад губернатор подписал указ о мерах противодействия эпидемии. Школьников досрочно отпустили на каникулы, с 1 апреля их обещают учить через Интернет. Однако карантин не объявлен, поэтому детсады до сих пор работают, иначе родители не смогут зарабатывать. Зато на входе в краевое правительство всех встречает сотрудник Роспотребнадзора и приставляет к виску посетителей «пистолет» с пирометром – прибором для дистанционного измерения температуры. Зараза в «серый дом» не пройдёт! 

   
   

Пока самая большая ведомственная оплошность случилась 19 марта в аэропорту Красноярска. Там в первый день ужесточения карантинных мер три сотрудницы Роспотребнадзора не справились с потоком пассажиров: одновременно приземлились три рейса из Азии. И каждому из 900 туристов надо было выписать в двух экземплярах справки о добровольном карантине. Для этого понадобились бы почти сутки, а уставшие люди стояли в тесном душном зале. Да ещё и бланки закончились! В результате «у людей кукушка поехала», как написала одна из пассажирок Анна Кадкина. Толпа туристов, крича, прорвала хлипкий кордон из полицейских и ушла домой.

Поскольку почти никто из ушедших не позвонил на телефон горячей линии 8-800-100-56-53, полицейские и сотрудники Роспотребнадзора теперь разыскивают сбежавших из аэропорта по квартирам. Как туристы соблюдали правила самоизоляции, проверить уже невозможно.

«Все прибывшие из-за границы обязаны сесть на двухнедельный карантин, – говорит представитель Роспотребнадзора Наталья Краснопеева.– Все не получившие такой документ обязаны сообщить дату и место пребывания за границей и контактную информацию. Те, кто этого не сделает, подвергают риску заражения себя и своих родных и способствуют дальнейшему распространению инфекции. Они будут подвергнуты административному наказанию».

Сознательность против формализма

Пока что есть ощущение, что большая часть мер предпринимается формально. Например, ограничивают автобусные рейсы, хотя для увеличения дистанции между пассажирами количество общественного транспорта надо увеличить. Люди интересуются, где больше шансов подхватить инфекцию: поднимаясь домой в тесном лифте или по лестнице?

Но куда опаснее потенциальная проблема: где брать деньги на зарплату? «Директор школьного комбината питания сократила работникам зарплату из-за коронавируса, – пишет депутат Заксобрания Александр Глисков. – А водители скорой помощи жалуются на отсутствие средств защиты – врачам дают респираторы и санитайзеры, а водители не входят в штат скорой». 

Глава Красноярска Сергей Ерёмин увидел, что «тревожность из-за коронавируса растёт», и поехал лично проверять дезинфекцию. «Специально никого не стал предупреждать. В автобусах на конечных проводится дезинфекция. В парке «Роев ручей» рекомендации даже перевыполняются». Так что звери в безопасности – спасительное место в мире диких вирусов найдено.

А маски в красноярских аптеках так и не появились.

Комментарий
Политолог Александр Чернявский: «Я считаю, что, несмотря на отдельные эксцессы вроде бунта пассажиров в аэропорту, краевая власть справляется с ситуацией неплохо, лучше среднего уровня по стране. Но, по моим оценкам, всем надо готовиться к 2–2,5 месяцам особого режима. Политическая составляющая уже переформатирована – и темы, которые «качали» оппозиционеры, на фоне эпидемии выглядят мелко, а иногда и жалко. А вот будут ли проведены в срок довыборы в Заксобрание края в Норильске 19 апреля? Есть вопросы и по единому дню голосования в сентябре. Пошли разговоры и о переносе голосования 22 апреля за поправки в Конституцию. Я, кстати, тоже поддерживаю эту мысль – здоровье важнее. В экономике ещё хуже. Бюджет края понесёт потери, и крупные налогоплательщики могут секвестировать серьёзные статьи расходов: капстроительство или строительство дорог. И второе: двухмесячный локдаун, как говорят в Америке (ограничения на работу), нанесёт серьёзный удар по малому бизнесу. И если бюджетники свою зарплату наверняка получат, то как быть работникам малых и средних частных предприятий? Нет продаж – нет денег на зарплату и налоги. И тут веское слово о мерах поддержки должно сказать краевое правительство Юрия Лапшина. А мы пока ничего не слышим».