Свердловский районный суд Красноярска признал недействительным брак между погибшим участником СВО и женщиной, вступившей с ним в союз по схеме мошенников. Решение принято по иску дочери погибшего. Юристы объяснили krsk.aif.ru, как доказать недействительность брака, а также защититься от мошенников.
Напомним, что житель Красноярска перед отправкой на СВО стал жертвой преступной схемы. Организатор предложил женщине заключить брак с военнослужащим, чтобы получить доступ к его финансовым счетам. По словам самого погибшего, который успел сообщить о случившемся дочери, он видел свою «супругу» лишь один раз — в день регистрации в ЗАГСе и чувствовал, что его «насильно женили».
Пока мужчина находился в зоне боевых действий, женщина, используя доступ к его банковским картам, потратила около 800 тысяч рублей на личные нужды: ремонт квартиры и автомобиля, покупку одежды, а также делилась деньгами с организатором схемы.
После гибели военнослужащего его дочь обратилась в правоохранительные органы. Суд, рассмотрев материалы дела, признал брак недействительным, так как он был заключён без намерения создания семьи и с корыстной целью. Теперь все сделки, совершённые женщиной с деньгами погибшего, могут быть оспорены.
Юрист Руслан Мальцев в разговоре с журналистом krsk.aif.ru подчеркнул, что ключевым критерием для суда является отсутствие у супругов намерения создать настоящую семью.
«Мы говорим не о фиктивном браке, а о недействительном. Не бывает так, что люди первый раз увиделись и пошли в ЗАГС. У нас все-таки не Лас-Вегас. Семья подразумевает совместное проживание, ведение общего хозяйства, взаимную заботу. Если этого нет, брак недействителен. В данном случае, раз боец погиб, это особенно цинично — люди пытаются нажиться на смерти защитников Родины», — поясняет юрист Руслан Мальцев.
По его словам, если суд аннулирует брак, все финансовые операции, совершённые «супругой» со счетами военнослужащего, можно будет оспорить как мошенничество.
Юрист Марина Пиксайкина уточнила изданию krsk.aif.ru важный нюанс. Прямое право подать иск о недействительности брака имеют не все родственники. Согласно статье 28 Семейного кодекса, круг лиц ограничен: это сам обманутый супруг, прокурор, орган опеки или, в некоторых случаях, супруг, не знавший о фиктивности союза.
«Дочери следовало обратиться с жалобой в прокуратуру, чтобы именно прокурор вышел с иском в защиту интересов», — отмечает Пиксайкина.
Однако, по её наблюдениям, в резонансных делах, особенно с участием военнослужащих, суды стараются рассматривать иски оперативно, даже если формальные требования к заявителю не совсем соблюдены, чтобы защитить интересы семьи бойца.
По словам экспертов, гражданам следует избегать сомнительных предложений, особенно перед отправкой в зону СВО.
«Человек при заключении брака, как правило, понимает, что семью с этой дамой создавать не будет. Мы вольны в своих действиях, поэтому единственный способ — ограждать себя от подобных посторонних людей», — говорит Пиксайкина.
Кроме того, внезапное сообщение о свадьбе накануне отъезда должно насторожить близких. При любых подозрениях необходимо немедленно обращаться в полицию, прокуратуру, к депутатам или в СМИ.
«Сейчас государство жестко пресекает любые попытки нажиться на участниках спецоперации», — резюмирует Мальцев.