Красноярский священник о «православии головного мозга»

Отец Родион. © / Из личного архива

Самонадеянность губит современных мужчин и их семьи, уверен иерей Родион ПЕТРИКОВ, известный в Красноярске православный священник, психолог и блогер.

   
   

Из технаря в иереи

- Отец Родион, вы получили инженерное образование, но потом приняли сан. Что вас привело к этому?

- Я получил профессию инженера систем автоматизированного проектирования, но ещё со второго курса понял, что это не моё. Каждый раз после лент шёл в библиотеку. Открыл для себя Довлатова, Веллера, Гениса, Бродского. Не найдя ни в литературе, ни в психологии, ни в философии истины, обратился к религии. И нашёл её в православии.

Работал журналистом, полтора года учился на факультете психологии и педагогики, на год ушёл в армию. Преподавал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), чем и сегодня частично занимаюсь. Трудился в компании по разработке сайтов. В 27 лет решил жениться, но сказал себе: пока не найду истину, брака не будет. Если папа не знает ответов на главные вопросы жизни, что он может дать детям? Эти поиски чуть не привели меня в члены общины Виссариона. Вернувшись оттуда, крестился в Покровском соборе, где и служу до сих пор. До рукоположения в сан три года был церковным психологом, помогал при братстве трезвости, четыре года служил дьяконом.

- Как близкие люди восприняли ваш уход в религию?

- Друзья воспринимали как лёгкое религиозное помешательство, «православие головного мозга». Мама - мусульманка, по её линии все родственники татары, башкиры, они болезненно отнеслись к этому, думали, что заблуждаюсь. Вспоминаю встречу с двоюродным дедушкой Равилем: я привёз показать богослужебную фотографию, он спрашивает: «А тебе платят зарплату?» Говорю: «Да». А я получаю плату как священнослужитель. Он закрывает альбом и говорит: «Всё это чушь и ерунда». Но всё равно я за них молюсь. Сейчас большинство родственников относятся с пониманием.

- А как совмещается работа священника и психолога?

   
   

- Есть огромное число ситуаций, в которых психолог или протестантский пастор бессилен, потому что они не священнодействуют, а ты через таинства можешь помочь человеку и дать утешение Божьей благодатью. Когда дети находятся на грани жизни и смерти, можешь их покрестить, дать надежду на наследование вечной жизни бабушкам и молодым людям под катетерами в реанимации, помолиться, исповедовать, причастить.

Наркомания - болезнь навсегда

- Много лет в нашей стране актуальна проблема наркомании. Зарабатывая на этом грязном бизнесе, наркодельцы всё больше втягивают в свои сети молодёжь. Церковь нередко упрекают в том, что она мало занимается реабилитацией наркозависимых. Как думаете, почему?

- Сегодня по России около ста православных реабилитационных центров, это немало. Реабилитацию проходят около 1000 людей одновременно. При отсутствии поддержки государства это неплохие цифры. Под Красноярском есть наш центр для тех, кто избавляется от наркотической, алкогольной, даже игровой зависимости. Он существует восемь лет, в среднем за это время отсюда вышло около 70 человек. Из них остались в трезвости порядка 40. Срок реабилитации - один год, люди живут в деревянном доме, занимаются хозяйством, не взаимодействуют с миром - это залог успеха. Мы не питаем иллюзий: наркомания - болезнь навсегда. Пробоину, которую человек получил через иглу, не забить ничем, она может дать течь. Бывали случаи, когда человек жил пять-семь лет трезво, как христианин, исповедовался, причащался, но срывался. Дьявол не дремлет.

- Вы активны в социальных сетях. Высказываться не боитесь? Кажется, в церкви строго следят за тем, чтобы священники не говорили лишнего.

- Посты по церковной тематике порой вызывают неоднозначную реакцию со стороны сослужителей. А когда о внешних событиях говорю, от мирян достаётся: «попы лезут с оценками». Считаю, полезно выходить в пространство вне церкви, чтобы видели, что у духовенства есть своя позиция. Не получает тот, кто ничего не делает. Это вырабатывает смирение. Вы просите у Бога смирения, и он не даёт его просто так, а даёт ситуации, в которых ты можешь смириться.

- А позиционирование себя в соцсетях для вас не искушение гордыни?

- Надо забыть о себе и идти с проповедью о Боге. Став обзорным и доступным, ты можешь помочь большему числу людей. 

- Монах Фотий стал победителем телевизионного проекта «Голос». Это нормально, что священники участвуют в шоу?

- С одной стороны, церковь проповедует в мире, с другой - происходит обмирщение церкви: она упрощается, сакральное становится обыденным и простым. Петь у нас всегда умели - красиво, хорошо. И Фотий показал, что в церкви тоже есть мастера, так поют, что Градский плачет. Сиди у себя Фотий в келье, о его обители бы не узнали. Теперь туда будут ездить паломники. Но это и пример, чтобы миссионеры осмелели, пошли в мир. Современных людей, кроме как через успешность, к сожалению, ничем не заразишь. В этом смысле больше плюсов, чем минусов. 

Не стреляйте, мужики!

- Недавно в крае случились две чудовищные трагедии. Сначала предприниматель из Курагинского района убил собственных детей, беременную жену и покончил с собой. Через неделю аналогичная история произошла в Уярском районе. Женщины считают, что многие мужчины перестали быть опорой, бегут от ответственности. Как думаете, почему это происходит?

- С одной стороны, это самонадеянность: «никто, кроме меня». Мужчина не надеется ни на Бога, ни на окружающих, чувствует себя бесконечно одиноким. Это и городская проблема: утратился дух общинности, который был в деревне. Раньше у человека сгорал дом - миром ставили, сегодня так городскую квартиру восстанавливать не будут.

Есть и проблема инфантилизации мужчины, когда он перестаёт нести ответственность и за себя, и за семью. Нас воспитывали в крайней избалованности. Родители вышли из эпохи стрессовых 90-х, жили в стеснённых обстоятельствах, им не удалось поесть батон с красной икрой, и они пытаются закормить детей. Из-за сверхзаботы ребёнок не умеет нести за себя ответственность.

- Наверное, с этим связана и страсть людей к лёгким деньгам - кредитным.

- Когда человек оказывается не способным решать серьёзные жизненные задачи, он попадает в кредитную зависимость. В моей практике было два случая, когда родственники звонили после того, как их близкие совершили самоубийство из-за непосильных кредитов. В кредитную зависимость попадают инфантильные, незрелые люди. Отдал паспорт, дали 30 тыс., и ты доволен, пока коллекторы не начнут звонить.

- Женщина тоже сегодня утрачивает свою роль матери и хранительницы очага. Молодёжь семейные роли распределяет по-западному поровну - нет главы семейства. Чем это чревато?

- Я говорил с психологом центра искусственного оплодотворения, он отмечает, что приходят к ним девушки под и за 30, красавицы, успешные, умницы, но не могут забеременеть - слишком много усилий было отдано карьере. В семье заключается женское счастье, его не восполнить успехом.

- Бытует мнение, что в церковь в большинстве своём идут, когда случается несчастье…

- В основном в церковь идут, когда хотят избежать неприятности. Случилось горе, потрясение: развод, болезнь детей, потеря близкого - ищут утешения. Раковых больных много приходит в храм. Бабушки, похоронившие мужей, ищут общинности. Во-первых, они приходят к Богу, а во-вторых - к людям. Нельзя разделить это в церкви. Тех, кто приходит в церковь из жажды истины, мало, 5 к 95. Но всё-таки идут не в супермаркет, не в театр, а в церковь, и это подтверждает, что она обладает высоким потенциалом утешения.

ДОСЬЕ
Родион ПЕТРИКОВ. Родился в 1979 году в городе Бишкек, Киргизия. С 2008 года работает психологом в Красноярске. В 2011 году рукоположён в сан диакона, в 2015 году - в сан иерея. Штатный священник Покровского кафедрального собора Красноярска, психолог-консультант отдела по профилактике и реабилитации зависимостей Красноярской епархии. Преподаёт ТРИЗ в школе дизайна. Женат, трое детей.