Куда плывёт Красноярск? Главное орудие в борьбе с потопами – насос

Лужи в центре Красноярска. © / Анатолий Белоногов / АиФ

Улицы Красноярска обеспечены системой ливневой канализации всего на 20%. Сцены, когда автомобили бороздят водные потоки, продвигаясь по городской трассе, словно вдоль мелководной реки, знакомы каждому. От воды, которой некуда уходить с дороги, страдают и автомобили, и пешеходы, и экология.

   
   

Мокрая история

В 2007 году произошёл курьёзный случай: после сильного дождя затопило ул. Проф­союзов, под съездом с Копыловского моста утонул целый ПАЗик - только крыша торчала. Да и сегодня в Интернете по запросу «потоп в Красноярске» можно найти десятки видеозаписей горожан. Топит одни и те же участки: перекрёсток улиц Алексеева - 78-й Добровольческой Бригады, остановку рынка «Содружество», где пешеходы обходят лужу за двести метров, пока под ногами на тротуаре плещется прибой. Водители едут наугад, не зная, где им попадётся выбоина. Проблему устраняют постфактум: список участков, в первую очередь нуждающихся в откачке воды после дождя, включает 45 адресов. Город строился не вчера, и возникает вопрос, а почему не закладывались трубы ливневой канализации раньше?

«Красноярск развивался очень неравномерно, в советские времена представлял собой огромные промышленные территории. Большую часть сегодняшней Взлётки, правого берега, которые застраивались микрорайонами, занимала промышленная зона, и, соответственно, на этих территориях ливневых канализаций бытового назначения практически не было, - рассказывает Сергей ЛОПАТИН, эксперт в области градостроительства, с 2013 года был директором, затем главным инженером «Красноярскгорпроекта». - Проектировалась и строилась она на магистральных дорогах, которых у нас немного, например, проспект им. газеты «Красноярский рабочий»».

Старые районы правобережья осваивались в 60-70-х годах, некоторые даже в 50-х, например, улица Вавилова, и там были проложены ливневые канализации. Но даже на готовую систему нужно тратить деньги: содержать, регулярно прочищать, ремонтировать, - находится она неглубоко, под поверхностью дороги. Каждый год в колодцах вода замерзает, а когда оттаивает весной, трубы разрушаются.

Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Согласно нормативам, дороги делятся на различные классы, только некоторым из них положено иметь свою ливневую канализацию. Причём она может быть выполнена открытым или закрытым способом, проложена в трубе или в лотках. Многие дороги имели раньше открытую канализацию, которая в процессе эксплуатации, расширения была демонтирована или нарушена. А старая ливневая канализация, которая построена в советские времена, была засорена, частично порвана, поломана в процессе строительства новых микрорайонов и объектов.

Пример: деловой центр города, микрорайон Взлётка, стоит на территории старого аэропорта, который был опоя­сан системой инженерных коммуникаций, в том числе ливневых канализаций. Он начал застраиваться стихийно, и дома попадали на коллекторы, которые во многих местах теперь заглушены: они идут по микрорайону и прерываются на месте дома. В 90-е годы была популярна точечная застройка, в момент строительства никто особо не задумывался о том, где идут ливнёвки, поэтому теперь территория улиц Взлётная - Батурина - Молокова тонет.

Тайные грязесборники

У любой инженерной системы есть полезный срок эксплуатации, всё, как с домами: надо делать регулярный капитальный ремонт, реконструкцию. Этим должен заниматься жилой фонд. Сегодня инженерная инфраструктура в городе изношена на 80-90%. На освоенных территориях ничего не перестраивается, пока не порвалось, не лопнуло и не затопило. Меняют что-то, лишь когда строят новый микрорайон.

   
   

Каждый водитель сталкивался с проблемой на виадуке под Мичуринским мостом по улице Семафорной. После ливней каждый год там собирается бассейн, люди плавают, почти как в батискафах, притом что там ливневая канализация есть. Но она не работает - за 50 лет существования забилась. Вместо неё нужно класть новую.

Фото: АиФ/ Анатолий Белоногов

Ещё один интересный момент. Чтобы чинить ливнёвки, нужно знать, где они лежат. В администрации города отмечают, что все сети существующей ливнёвки находятся на балансе муниципального казённого учреждения «Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства». Там есть вся необходимая информация об этих инженерных сооружениях, в том числе технические характеристики для каждого участка. Кроме того, в настоящее время разрабатывается единая база данных муниципального образования. Планируется, что в ней будут содержаться комплексные данные по всем инженерным коммуникациям города. Сергей Лопатин считает: с картой ливнёвок гораздо больше проблем.

«Карта размещений ливневой канализации вообще практически пустая. Никто не знает, где и что стоит, куда бежит вода. Исправляют неполадки, где знают. Полной модели, которая бы учитывала, какая вода поступает, в каком объёме, какова пропускная способность, нет. Для составления такой карты, оценки пропускной способности канализации, технического состояния существующих и возможности прокладки новой городу нужно потратить порядка 100 млн рублей, которых в бюджете нет. Кстати, карта-схема водопроводных сетей, как и канализации, у нас полна на 80%, карта размещения тепловых сетей - на 90%: есть участки, где непонятно, какая труба лежит».

Океан из луж

«В октябре осадков ожидается больше нормы, - отмечает Наталья КРАСНОВА, заместитель начальника отдела метеопрогнозов Красноярского Гидрометцентра, - в первой пятидневке - в виде дождя, а потом - в виде мокрого снега. Октябрь - месяц всегда дождливый».

Есть разные варианты спасения от затопления - в существующие магистральные дороги нужно встраивать ливнёвки, а там, где улица с невысокой пропускной способностью, правильно проектировать дороги, углы их наклона, сбрасывать воду на тротуары. Есть и альтернативы: небольшие системы напорной канализации и компактные септики, которые очищают стоки с дорог на 99% - хоть газоны поливай. Но это всё довольно дорого.

Одно из популярных объяснений - дороги топит из-за высоких бордюров, но они как раз спасают от загрязнения газоны, считают экологи. Согласно экологическому законодательству, вода, собираемая на дорожном полотне, должна не уходить в грунт, а собираться в трубопроводы, попадать в очистные сооружения и только после этого сбрасываться. На поверхности дорожного полотна всегда содержится пыль, масла, выхлопные газы, во время дождя они смываются водой вместе с масляными скоплениями с двигателей машин. К слову, все стоки, которые уходят из жилых домов: бытовые, с предприятий, промышленные, - очищаются. И ведут эти сточные трубы в Енисей, который уходит в мировой океан.

Мнение власти

Роман СОКОЛОВ, заместитель руководителя департамента градостроительства:

«За последние три года в городе построено порядка 10 км сетей ливневой канализации. Все новые дороги предусматривают прокладку сетей для приёма дождевых стоков. В этом и следующем году такие сооружения общей протяжённостью 7 км появятся в комплексе с автодорогами по ул. Мужества - от ул. Чернышевского до ул. Л. Шевцовой; по ул. Молокова - от ул. Батурина до ул. Авиаторов. Отдельный участок ливнёвки, 0,2 км, построен по ул. Ястынская. Более сложные системы ливневых канализаций будут реализованы в ходе реконструкции и строительства ул. 2-я Брянская, пр. Свободный, ул. Волочаевская и ул. Дубровинского. Построена ливневая канализация, которая обеспечила сток вод по всему периметру жилого района «Ястынское поле» вдоль существующих дорог и с учётом перспективных магистралей».

Мнение эксперта

Егор ФРОЛОВ, координатор КРОДА-ФАР по Красноярскому краю:

«У нас даже при возведении новых объектов ливнёвки никого не интересует, куда будет уходить вода. Например, переезд через железнодорожные пути в микрорайоне Северный на ул. Авиаторов, где прекрасно видно, что ливневая вода с моста стекает на проезжую часть внизу и нарушаются экологические требования. При проектировании города прорисовали ливневые каналы, они выполнены на 5%. Само исполнение ливнёвок дорогое, потому что у нас их закапывают под землю, а иногда делают выше уровня скопления воды. Если сравнить с Японией, там все ливневые стоки идут по краю обочины, это решётка, которая не засоряется, её легко очистить, и вода поступает в лотки со всей площади проезжей части, а не в отдельную канавку».

Смотрите также: