Лопата Гагарина. Как живёт и меняется Дивногорск?

Эту набережную президент В. Путин назвал лучшей в стране. © / Сергей Филинин / Из личного архива

По историческим меркам Дивногорск - «зелёный» юнец, основан в 1956 году. Зато он сразу стал одной из ключевых точек на карте Красноярского края. Красноярская ГЭС до сих пор вторая в стране по мощности. А любоваться местными пейзажами приезжают туристы со всего света. И хотя город-спутник находится всего в 30 километрах от краевого центра, корреспондент «АиФ - Красноярск» добирался до него с приключениями.

   
   

Самый доступный город

Дешевле всего добраться до Дивногорска на электричке, всего за 19 рублей - об этом в Красноярске и его окрестностях знают, наверное, все. Интернет услужливо подсказал, что утром в город гидростроителей отправляются сразу три поезда. Но на вокзале кассир огорошила: «Только в седьмом часу утра! А теперь добирайтесь на автобусе, от Предмостной площади». Полчаса по мегаполису, и вот уже свежий ветер треплет волосы и одежду пассажиров маленького пазика - в четыре раза дороже, зато на 20 минут быстрее.

Междугородние автобусы прибывают в Дивногорский даунтаун на площадь Строителей - по сути, главную торговую площадь города. В её центре цвета натуральной ржавчины мемориал строителям Красноярской ГЭС, окружённый частными автомобилями. Доехать до краевого центра на частном такси до сих пор можно по цене автобусного билета - если полная машина пассажиров наберётся. Здесь же квадратом выстроились рынок и всевозможные магазины - от интимного белья до зоотоваров и таинственного «Мира покупок».

Горожане дружелюбны и неторопливы, даже когда спешат по делам. Всегда остановятся и подскажут, как с наименьшими затратами энергии (город стоит на крутом берегу Енисея) дойти до нужного вам места. Тут же продаёт бочковой квас женщина солидного возраста: когда узнаю, что ей 86 лет, поражаюсь - выглядит она едва на шестьдесят:

- Зовите меня Алла. Я просто работала всю жизнь. Вот и сейчас, хоть и на пенсии, квас продаю - люблю поговорить с людьми, приятное им сделать. Пейте, холодненький! Ещё и внуку помогаю. Хотя он взрослый уже.

- А хорошо ли живётся сейчас дивногорцам?

   
   

- Конечно! Ну, я так считаю, по крайней мере. При социализме, бывало, сядет рабочий рядом с тобой и говорит: «Всё, я на работу пришёл, начисляй мне 5 рублей 17 копеек!» - и сидит, курит или семечки лузгает. А ты и не знаешь, что этому здоровому пролетарию сказать. А сейчас кто крутится, людям помогает, тот и деньги зарабатывает. Даже 20 лет назад тяжелее было. А сейчас мне и пенсии хватает.

Важнее Ленина и других вождей

Иду на набережную - главную жемчужину Дивногорска. Самый короткий путь по Бульвару - длинной лестнице, что начинается сразу за магазинами и спускается до Енисея. Прохожу мимо яркого граффити к памятнику Андрею Бочкину, легендарному директору строительства Красноярской ГЭС. В местной табели о рангах он даже важнее Ленина, памятник которому стоит внизу, на смотровой площадке. Вождь где-то там, далеко и глубоко в памяти, а Бочкина видела и до сих пор помнит его жёсткий характер, наверное, четверть горожан. Вокруг памятника острые тетраэдры метровой высоты - уменьшенные в несколько раз копии тех, что сбрасывали в реку, перекрывая Енисей, а также слегка провалившаяся брусчатка. Ну, в центре Красноярска и не такое было в прошлом году.

Следом первое потрясение: когда-то подразбитая лестница с потрескавшимся асфальтом превратилась в гладкие бетонные ступеньки со словом «Дивногорск» - чтобы туристы не заблудились, наверное. Посредине новые кустарники и цветы, с табличками «Посажено волонтёрами». И тут же шок номер два - вокруг бульвара простор! Снесли двухэтажные бараки времён покорения Енисея. Лишь где-то внизу продолжают разбирать деревянную времянку. Впереди, на фоне Дивных гор, на смотровой площадке памятник Ленину - путеводители до сих пор называют его достопримечательностью. Рядом в цокольном этаже (на берег выходят вполне нормальные окна) - краеведческий музей.

- Самый интересный в музее - раздел, посвящённый строительству Красноярской ГЭС. Оказывается, на стройку приезжал сам Гагарин и что-то там кидал лопатой, - говорит турист из Москвы Наталья. - Его лопата в музее тоже хранится. Там же выставлен стул Бочкина, другие его вещи. Сразу видно: его в городе до сих пор уважают. А больше всего впечатляет диорама Красноярской ГЭС - её работу можно посмотреть при утреннем, дневном и вечернем освещении. В целом музей скромный, старенький. Но девушки-смотрительницы очень милые и общительные.

Чуть ниже, во дворце культуры, шум - здесь сегодня вместо кружков слёт юных лесничих со всего края. Город расположен посреди леса, органично вписан в него, строители сохранили по возможности максимум деревьев. Наверное, поэтому здесь часто проходят такие слёты и съезды.

Вид, попавший даже на купюру. Фото: Из личного архива/ Сергей Филинин

Железобетон - основа города

Спускаюсь к вокзалу. Буквально шесть лет назад на пустующих большую часть времени путях железнодорожники устроили музей техники - с вагонами и локомотивами. Однако вандалы несколько раз разбивали «железо», даже забор не помог. Музей мог стать отличной достопримечательностью для туристов, зарабатывать деньги для горожан, но благодаря «избранным» аборигенам теперь здесь снова пустые рельсы. Архитектура здания тоже была интересной, в стиле советского конструктивизма. Но реконструкция под «современность» с сайдингом и пластиковыми окнами превратила его в заурядную коробку. И в двухэтажный зал ожидания теперь просто так не зайдёшь - вокзал открыт пару часов утром и несколько часов после обеда.

После прекрасной новой лестницы на Бульваре (улице Клубной) очень странно видеть ржавое железо, перегородившее разваливающийся проход по виадуку через улицу Гидростроителей. Впрочем, Москву и Красноярск тоже не сразу отремонтировали. Зато на Пионерской площади, одной из самых красивых если не в мире, то в крае, сразу видно железобетонную Палатку первопроходцев - точно один из самых стильных монументов в мире. К железобетону в городе гидростроителей придётся привыкать. Кстати, он здесь прекрасен и очень уместен. Сбоку и сзади, в тени берёз и лестницы, притаился БТР - в память о воинах-интернационалистах, и стела - в память о Великой Отечественной войне.

Снег и воздух

С Пионерской площади (то есть первопроходцев, а не младших школьников) открывается доступ к жемчужине Дивных гор, настоящему сердцу города - набережной. Побывав здесь, легко понять, почему дивногорцы не уезжают в другие города, несмотря на все жалобы о нехватке работы или дороговизне.

- Я родился в Красноярске, но, когда мне было три года, родители выбрали местом жительства Дивногорск, приехали строить Красноярскую ГЭС, - рассказывает фотограф Илья Наймушин. - И я им очень благодарен за это! Когда в 90-е годы началась эпидемия переездов из городка в более «хлебный» краевой центр, многие знакомые удивлялись при встрече: «А ты почему ещё в Дивногорске? Там же нечего делать». А для меня главное - чистейший воздух, море белого снега и голубого неба! К тому же здесь есть вся городская инфраструктура, очень удобная. Это фантастически приятно - сидеть у окна на 6-м этаже и не спеша пить чай с видом на десять тысяч долларов! Именно столько платят иностранцы и жители России, приезжая полюбоваться на пейзажи из моего окошка. Если мне надо в лес, пять минут на машине - и я в дикой тайге. А большой город, мегаполис… полчаса - и я там.

А чуть дальше обновлённая Административная площадь, Да, это не описка, это имя собственное. Причём в её центре стоит философский арт-объект - Скамья примирения, на которой оба «сидельца» будут скатываться в объятья друг друга. Видимо, по замыслу провидения здесь администрации всех уровней и примиряются с народом, с горожанами. А дальше у вас серьёзный выбор, куда идти: на восток, к самому старому зданию Дивногорска - оно было построено, когда города и в помине ещё не было, или на запад, к рукотворному чуду - Красноярской ГЭС. В сознании жителей края утвердилось, что Дивногорск застраивался как город гидростроителей. Но это не так. Когда ГЭС достраивали, сразу было понятно: для её обслуживания не нужны 30 тыс. жителей. Но город строили в расчёте на некие энергоёмкие высокотехнологичные производства, например, завод низковольтной аппаратуры, ныне почивший в банкротстве. Сегодня Дивногорск скорее город химиков-технологов, в котором есть на что посмотреть и туристу.