«Малыш» и «Хаймарс». Как сибирский полицейский чудом выжил в зоне СВО

Виталий Назаров после ранения на СВО вернулся на службув полицию. © / Виталий Назаров / Из личного архива

Позывной «Малыш» прилип к старшему сержанту полиции Виталию Назарову ещё на медкомиссии в краевом центре – во время медицинского отбора кандидатов в командировку в зону СВО. И это был, конечно, такой армейский юмор. Ведь Виталий – двухметровый богатырь. Один только его вид может остановить и призвать к законности и правопорядку любого хулигана и нарушителя.

   
   

По собственному желанию

В полиции Виталий с 2019 года. До этого была «срочка», а потом –cлужба по контракту в мотострелковой бригаде, которая стояла между Санкт-Петербургом и Финляндией. После окончания контракта Виталий нашёл своё место на малой родине, в межмуниципальном отделе МВД России «Уярский».

Подготовленный боец, отличный полицейский, за время работы в отделе он заслужил уважение товарищей. В зону СВО вызвался одним из первых – из чувства ответственности и долга.

Виталия наградили медалью "За отвагу". Фото: Из личного архива/ Виталий Назаров

«В краевом центре подготовки многому пришлось учиться заново, – вспоминает Виталий. – Позади уже несколько месяцев специальной военной операции, и там накоплен абсолютно новый опыт боевой работы. Это борьба с дронами, тактика в условиях постоянного артиллерийского «обмена», работа группами – малыми мобильными подразделениями, огневая и медицинская подготовка – оказание первой помощи. И, конечно, моральная «обкатка» – ей уделялось первостепенное внимание. Насколько это было оправданно, мы поняли уже по прибытии в Херсон».  

Сводный отряд полиции расквартировали в начале июля прошлого года в центре левобережного Херсона. Город ещё не был так изранен конфликтом, но соприкосновения с противником, который закрепился в десятке километров от него, были постоянными. Эта часть Херсона находилась в так называемой «серой» зоне, и уже при разгрузке полицейские попали под артиллерийский обстрел.

«Снаряды хаотично ложились в соседних кварталах, – вспоминает Виталий, – но эмоций было хоть отбавляй. Вся жизнь пронеслась перед глазами. Выброс адреналина, конечно, просто сумасшедший. Это потом привыкаешь к обстрелам и уже спокойно реагируешь на летящие над головой ракеты, на взрывы снарядов».

Оружие «КамАЗами»

С 10 июля, через неделю после прибытия полицейских, начали работать «Хаймарсы». Обстрелы велись регулярно, почти каждый день, по Антоновскому и Николаевскому мостам, военным и гражданским объектам.

   
   

Под этими постоянными обстрелами и проходила вся служба. Сводный отряд занимался оказанием методической и практической помощи местным правоохранительным органам, сформированным из бывших сотрудников местной милиции. Охраняли правопорядок в городе и области, боролись с организованной преступностью, диверсионно-разведывательными группами, торговлей оружием.

«Перед наступлением наших войск украинские власти раздавали гражданским оружие «КамАЗами», – рассказывает старший сержант. – Нами были изъяты сотни таких стволов. Чего там только не было! Основная масса, конечно, «калашниковы» – автоматы и пулемёты. Но часто встречались и натовские образцы стрелкового вооружения. И даже оружие двух мировых войн – винтовки Мосина и пистолеты ТТ».

Работали практически всегда на износ. Кроме исполнения возложенных командованием обязанностей полицейские активно участвовали в жизни самого города и области. Раздавали гуманитарную помощь населению, помогали школам, детским садам. Везде, где это было возможно, принимали участие. 

Карта боя

Ещё можно сказать, что Виталий родился в рубашке. В огромной счастливой рубашке – это даже если не включать армейский юмор. 2 сентября 2022 года для нашего земляка стал вторым днём рождения: он сумел уцелеть под разоравшейся ракетой противника.

В тот вечер по наводке агентов ВСУ в расположение сводного отряда полиции в течение минуты прилетит целый «пакет» таких ракет. Две, по удивительному стечению обстоятельств, не разорвутся, а вот оставшиеся четыре наделают много шума. Одна, начинённая шрапнелью, рванёт прямо над КПП, на высоте нескольких метров. 

Виталий рисует карту боя. Вот административное здание, вот казармы, вот КПП, в котором он вместе с товарищем нёс службу, вот плац, куда его выбросит ударной волной после разрыва ракеты РСЗО «Хаймарс».

«Почувствовал мощный удар, а когда открыл глаза, уже находился на плацу, лежал в двадцати метрах от КПП. Вокруг была суета, бегали ребята, спрашивали, кому нужна помощь. В этот день, как я потом узнал в госпитале, было ранено 26 ребят, но, слава Богу, никто не погиб».

Уже в госпитале в теле Виталия насчитают 13 (!) осколков шрапнели. Очень выручили бронежилет и каска. Они были просто иссечены шрапнелью, но не пробиты. И все жизненно важные органы остались целы.

Двенадцать осколков в ноге

К сожалению, не все товарищи Виталия вернулись из той командировки. За первой атакой «Хаймарсов» последовала вторая, третья… Полицейские были как кость в горле у противника, сводя на нет все их попытки дестабилизировать ситуацию в тылу регулярной армии. В октябре во время очередной такой атаки погибли капитан Андрей Рейн, прапорщик Алексей Муфтахов и старший лейтенант Илья Фаустов. Виталий узнал о гибели ребят, находясь уже на лечении в госпитале, в Ростове-на-Дону... 

Сегодня Виталий Назаров снова в строю. После продолжительного восстановления вернулся на службу и, как и прежде, с товарищами охраняет правопорядок в Уярском районе.

В память о командировке в новые российские регионы остались яркие воспоминания и… двенадцать осколков в ноге. Пока врачи сумели удалить только один, за остальными наблюдают. Виталию вручена медаль «За отвагу».