Не дожидаясь окончания переговоров с властями, перевозчики открытым письмом предупредили их об отмене с 1 января транспортных карт. Ультиматум коммерсантов перечисляет их проблемы, но молчит о том, кто первым получит удар по своему карману, - о пассажире. Корреспондент «АиФ-Красноярск» разбирался в ситуации.
Забудьте про скидки
«Перевозчики терпят большие убытки, и всё может закончиться плачевно: многие из них не смогут выпустить автобусы на маршруты. В январе пассажиропоток резко снижается. Также в январе ожидается очередное повышение цен на топливо. Всё это может привести к остановке работы коммерческих автобусных маршрутов», - написано в открытом письме главе города Сергею Ерёмину.
Оставим на совести авторов утверждение об очередном росте цен. Вообще-то месяц назад нефтяные компании России подтвердили своё участие в заморозке цен до апреля. Главное, что в администрации их понимают. Требования называют объективными. А само обращение через СМИ расценивают «не как шантаж со стороны перевозчиков, а, скорее, как крик о помощи».
А вот у горожан, которых такая отмена коснётся через 2 недели, возникают вполне резонные вопросы. Мало того, что они теряют отработанный механизм, позволяющий сберечь от рубля до семи с каждой поездки. Большинству пользователей светят совершенно конкретные финансовые потери, хоть и разовые. «Я ежедневно пользуюсь транспортной картой, и каждый сэкономленный рубль для меня не пустяк, - рассуждает красноярец Максим Атрошко. - Сейчас у меня на карте порядка 500 рублей, и к Новому году я их никак не прокатаю. Вопрос: кто вернёт мне деньги с недействующей карты? Администрация? Перевозчики? Или предлагаете подарить эти 500 рублей чужому дяде»?
Ценовые рекорды
Затягивая время, власти сами загнали себя в очень неудобный угол. Больше трёх месяцев назад все перевозчики, настаивавшие на повышении стоимости своих услуг, сдали экономическое обоснование. В результате экономистам пришлось перелопачивать кучу бумаг для того, чтобы сделать заявление: «Оснований для роста нет». И в этот самый момент цены на все виды ГСМ взлетели. В течение недели они дотянулись до психологически значимого барьера в 50 рублей. Не заметить такой рост стало уже невозможно, но устроят ли теперь перевозчиков предложенные 25 рублей за проезд? Ведь некоторые из них и при старых расценках настаивали сразу на 40 рублях! Так что красноярцев ждёт скачок цен после Нового года на труднопредсказуемую высоту.
Пятый лишний
Очередное обсуждение транспортных проблем в совете депутатов Красноярска также не обошлось без неприятных сюрпризов. Между мечтаниями о будущей системе электронных платежей, переходе на новую систему оплаты услуг, обновлённой транспортной схеме неожиданно всплыло предложение сократить на 20% число автобусных маршрутов! После того как у собравшихся прошёл первый шок, последовало разъяснение: речь идёт о маршрутах с низкой интенсивностью пассажиропотока. Проще говоря, если вам «повезло» жить где-нибудь на ул. Лесопильщиков, то в центр будет проще добраться разве что на бензопиле. Или бесплатно отправиться, куда надо, пешком. Это и для здоровья полезней.
Мнение эксперта
Первый заместитель главы города Алексей Давыдов:
- Девиз работы при новом подходе - доход не в гонке, а в качестве перевозки. Создание единой муниципальной компании-оператора позволит получить рычаг воздействия на перевозчика: допустил нарушение - штраф. Средства, полученные от пассажиров, будут поступать компании-оператору, а доход перевозчика будет зависеть не от количества пассажиров, а от пройденного километража и исполнения условий перевозки по установленному расписанию. А главное - гибкость тарифов теперь компетенция города. Он сможет принимать единый тариф, контролировать тариф социальный, формировать скидки, расширять линейку тарифов. Маршрутные сети, основные точки назначения постараются соединить напрямую, исключив необходимость пересадок пассажиров.
Кстати
- Общественным транспортом в Красноярске ежедневно пользуются около
- 680 тыс. человек.
- По данным администрации, в Красноярске ежедневно в рейс выходят 882 единицы автобусов, троллейбусов и трамваев.
- 678 принадлежат коммерческим перевозчикам,
- 202 - муниципальным. Все они обслуживают 71 маршрут.
- За год общественный транспорт перевозит 205 млн пассажиров.