Мэр Сергей Ерёмин. О диванных философах, экотранспорте, бренде и людях

Проект «В центре Мира» стал ответом на потребность людей в городском пространстве такого формата. © / Влад Алексеев / АиФ

Ещё три года назад мэр Красноярска заявил об амбициозной задаче сделать наш город узнаваемым во всём мире. Но для этого в первую очередь нужно сделать его безопасным и комфортным. Насколько это получается, какие задачи ещё предстоит решить и есть ли для этого ресурсы, накануне Дня города рассказал мэр Красноярска Сергей Ерёмин.

   
   

Центральная гостиная

Вера Ракова: Сергей Васильевич, наша встреча проходит на проспекте Мира. Впервые этим летом в выходные целых три квартала центральной улицы сделали пешеходными. Горожане по-разному оценивают проект. С вашей точки зрения, идея удалась или над ней ещё надо поработать?

Фото: Администрация Красноярска

Сергей Ерёмин: Проект «В центре Мира» возник не случайно: он стал ответом на потребность людей в городском пространстве такого формата. Мог ли такой проект появиться, к примеру, три года назад, сказать сложно. Но на сегодняшний день проспект претендует на роль настоящей гостиной для встреч большой красноярской семьи. Наши горожане в выходные могут здесь отдохнуть от будничной суматохи, прогуляться, послушать музыку или, сидя в уличном кафе, просто насладиться особой атмо­сферой уютного общественного пространства. С другой стороны, проект даёт возможность нашим артистам, художникам и другим творческим людям выразить себя. Этим проектом нам хочется показать новый уровень уличной культуры. Причём красноярцы сами становятся его главными продюсерами, им требуется лишь слегка помочь в этом. Оценивать, насколько удалась реализация идеи пешеходного проспекта, будем осенью.

– Проект, конечно, народный. Единственный минус – это транспортная доступность, центр и так перегружен машинами…

– Безусловно, когда мы запускали проект, то просчитывали возможные транспортные издерж­ки. Вы наверняка заметили, что в последние годы мы стараемся разгрузить от автомобильного трафика центральную часть города, в том числе проспект Мира. Необходимо стремиться к тому, чтобы наша центральная историческая улица перестала выполнять функции обычной транзитной зоны. Мы целенаправленно трансформируем наш дорожный каркас, чтобы появлялось больше возможностей удобно проехать из района в район и не заезжать в центр. Плюс к этому часть проспекта становится пешеходной только в выходные. Я сам езжу за рулём, но при этом люблю гулять пешком.

Фото: Администрация Красноярска

В городе нужно соблюдать баланс между интересами транспорта и пешеходного движения – от этого мы никуда не уйдём. Иначе транспорт нас подавит, и мы перестанем ощущать город своим домом.

Места энергетической подпитки

– Назовите топ-5 знаковых проектов благоустройства Красноярска, которые будут реализованы в этом году.

   
   

– Каждый год у нас в городе появляются топовые проекты. Назову те, которые вызывают особый интерес у красноярцев. Первый – озеро-парк «Октябрьский» на Бугаче. Рассчитываю, что мы сможем сделать в этом месте качественную площадку для отдыха.

Второй – набережная Енисея в Кировском районе. Она станет венцом Вавиловского пешеходного кольца. Третий – капремонт ул. Павлова и Павловский бульвар. И в перспективе, восстановив нарушенную пешеходную связь ул. Павлова и ул. Вавилова через железную дорогу, мы сможем соединить ул. Павлова с Вавиловским кольцом. Четвёртый – пешеходный мост через ул. Карла Маркса на Стрелке, компонент центрального паркового кольца. И, конечно же, для меня всегда в топе наши программы поддержки благоустроительных инициатив горожан: конкурс «Самый благоустроенный район», программа «Инициативное бюджетирование» и конкурс «Лучшая концепция озеленения».

Помню, как в 2018 году я мечтал: вот бы за пять лет благоустроить 50 парков и скверов. Благодаря различным программам финансирования за последние четыре года нам удалось модернизировать и построить с нуля около 100 зелёных уголков.

Я уверен, что в городе нужно создавать как можно больше благоустроенных пространств – это наши места вдохновения и энергетической подпитки. Для меня такими местами являются наши набережные.

После паводка

– Паводок затопил набережные. Понимаем, что под воду ушла недавно благоустроенная территория. Почему этот момент не предусмотрели и будет ли как-то восстанавливаться разрушенное?

– Признаюсь, что сейчас, когда во время нынешнего паводка я смотрю на наши любимые набережные, сжимается сердце. Столько души мы вложили в благоустройство, и сейчас вся эта красота оказалась под водой. Такие подтопления у нас бывают далеко не каждый год. Оператор наших парковых пространств – «Красгорпарк» – действовал по обстановке. Все элементы, которые можно было оперативно убрать, они убрали. Но ряд объек­тов, как, например, лежаки, перголы, закреплены почти намертво, и если бы их начали демонтировать, конструкции могли пострадать ещё больше. Восстанавливать благоустройство мы, конечно, будем. Для меня эта ситуация как потоп в квартире, после которого мы обязательно сделаем ремонт.

Набережные – это только одна сторона. Главное для нас – сохранить систему жизнеобеспечения города. Для этого делается всё возможное.

От метро к столице

– Ещё один вопрос – развитие электротранспорта в городе. Будет ли расширя­ться дальше маршрутная сеть троллейбусов и трамваев? И какое место в транспортной системе может взять на себя метро?

– Электротранспорт, по моему мнению, – самый перспективный вид городских пассажирских перевозок. В текущем году город обновил четверть всего троллейбусного парка, появились троллейбусы нового поколения с автономным ходом. После долгого перерыва электротранспорт снова соединил два наших берега троллейбусным маршрутом
№ 6 через Коммунальный мост. А первые экологические маршруты запустили ещё в прошлом году: № 15 и № 5.

И мы продолжаем двигаться в направлении реновации нашего парка электротранспорта. Средств требуется немало, по­этому активно ищем финансовые ресурсы в тех федеральных программах, которые касаются развития экологического транспорта в российских городах.

Троллейбусы наряду с трамваем должны стать частью каркаса электрического пассажирского транспорта в Красноярске. Сюда же относится городская электричка и, конечно же, метро. Для меня метро – это инвестиции в будущее города. Почему-то все привыкли считать прямые затраты, но развитие метро – это и развитие экономики в целом.

Вообще, есть идеальное понимание, как у нас должен выглядеть каркас электрического пассажирского транспорта. Это комбинация трамвайного и троллейбусного сообщения, электричка по внешнему кольцу города и ветка метро, которая соединила бы всю конструкцию по центру.

– Сейчас модно говорить о бренде городов. Казань, например, позиционируется как третья столица России, Санкт-Петербург – культурная столица. Вы как считаете, Красноярск – он про что?

– У Красноярска, безусловно, есть свои отличительные черты и особенности. И нашему городу нужен сильный бренд, причём такой, который позиционирует нас не просто локально в пределах России, а выстреливает на весь мир. Для меня главный вопрос – какую черту нашего города поставить во главу угла? Что является нашим символом? Пока мы не смогли нащупать нечто действительно подходящее со всех точек зрения. У нас уже был опыт локальных слоганов: «Красноярск – душа и сила Сибири», «СтоЛИЦА»… Наша «стоЛИЦА» мне и сейчас близка: она о сообществе новых горожан, не диванных философов, а созидающих трудягах, которые стремятся сами что-то изменить, сделать мир вокруг себя лучше. И таких горожан становится всё больше. Но я понимаю, что ни мэр, ни самые крутые в мире специалисты не могут быть носителями идеи бренда города: она должна быть принята горожанами и стать частью каждого из нас. Это как общая городская фамилия: у всех она есть, с ней связана жизнь твоей семьи, и никто не пытается её оспорить, потому что она своя. Так же и бренд. И сейчас мы находимся в поиске, прорабатываем идеи, тем более впереди 400-летие Красноярска.