Мост, соединяющий пространства. Переход через ул. Карла Маркса возвращается

Наземный переход будет достроен уже в этом году. © / Нина Фатеева / АиФ

Мост, который должен появиться к новому году между музеем «Площадь Мира» и площадью перед краевой филармонией, станет не просто новой интересной достопримечательностью для горожан. По замыслу архитекторов, он поднимет на новый уровень развитие пешеходных пространств в центре Красноярска. Именно поэтому ещё в прошлом году глава региона поручил администрации города ускорить возведение моста, который обеспечит людям удобный беспрепятственный переход над оживлённой дорогой. Сейчас стройка в разгаре.

   
   

Философия пешего пути

Этот мост красноярцы ждали давно. Предыдущий, созданный по проекту Арэга Демирханова, снесли 6 лет назад: из-за ветхости опор он стал опасен. Новая стройка закипела в апреле, сейчас готовность пешеходного перехода – около 25%, но уже в августе начнутся главные работы по монтажу пролётов.

Проверить ход строительства объекта на прошлой неделе приехал губернатор Красноярского края Александр Усс, а глава Красноярска Сергей Ерёмин во время выездного совещания рассказал о концепции проекта.

«Мост является одним из ключевых объектов философии развития городской инфраструктуры. Мы живём в мегаполисе, где много машин и оживлённых дорог, поэтому здесь должны появляться пространства для долгих пешеходных прогулок без пересечения с потоком автомобилей. Сейчас мы собираем в единую логику парковые пространства по всему городу. Для гармонии пешеходного пути по левобережным паркам, скверам, набережным не хватает связки между музеем «Площадь Мира» и площадью возле Большого концертного зала», – рассказал Сергей Ерёмин.

После того как появится мост, люди смогут попадать по нему с набережной на площадь Мира, дальше на Виноградовский вантовый мост, а по нему – на остров Татышев. Или пойти в сквер Хворостовского и парк Победителей, на набережную Качи до Юдинского сквера, который после реконструкции тоже станет современным и красивым. И ни разу по этому пути пешеход не остановится на светофоре, не будет думать, как безопасно перейти дорогу. По словам главы города, в идеале перспектива такая: горожане смогут пройти пешком от Николаевского моста до Зелёной Рощи. После завершения строительства моста получится девятикилометровое парковое кольцо. Если на восточной части острова Татышев появится ещё один связующий мост до Зелёной Рощи, то это парковое кольцо увеличится до 15 км.

Изюминка Красноярска

Этот объект важен ещё и технологически: мост хоть и небольшой, но уникальный. Будет сделан из лёгкого алюминия, производимого в Красноярске. Благодаря материалу у моста будет только одна опора, а держать всю конструкцию будут ванты. Опоры посреди дороги, как у старого перехода, не будет, значит, дорогу не заузят. Чтобы объект стал новой достопримечательностью, в вечернее время его сделают светомузыкальным. Конструкция пролётов уже готова, в августе их начнут монтировать. Для этого дважды в ночное время перекроют движение: 6–7 августа во время монтажа пролётного строения и чуть позже, во время натяжения самих вантов.

На данный момент на объекте выполнены работы по вдавливанию 23 свай и их статическому испытанию, выполнена часть опор, ведётся сборка пролётов, устройство насадок опор и фундамента опоры.

   
   

Для возведения моста используют более 4 тыс. деталей. Все несущие элементы пролётного строения, эстакады и лестничного схода изготовят из алюминиевого сплава производства ООО «КраМЗ».

После осмотра строительной площадки губернатора и мэра пригласили на завод – показать производство.

Все несущие элементы пролётного строения, эстакады и лестничного схода изготовят из алюминиевого сплава производства «КраМЗ». Фото: АиФ/ Нина Фатеева

«Все работы идут по плану, уверен, что в этом году красноярцы увидят новый мост и смогут оценить его не только как элемент пешеходной инфраструктуры, но и как арт-объект. Считаю, что новый надземный переход станет ещё одной изюминкой Красноярска и будет визуально перекликаться с другим вантовым мостом по соседству – Виноградовским. Предлагается его назвать «Арфа», поскольку так называются его вантовые крепления. Детали пролётных строений моста изготавливаются на Красноярском металлургическом заводе – нашем легендарном предприятии, которое сейчас переживает своё второе рождение благодаря участию в проекте «Красноярская технологическая долина». Производство мостов, запущенное во время Универсиады, пользуется большим спросом. Сейчас около 50 мостов заказано в Германию: считаю, что для предприятия и для региона это очень хороший показатель. Важно, чтобы красноярская продукция завоёвывала мировой рынок и экспорт увеличивался», – прокомментировал увиденное Александр Усс.

Инвестпроекты и новые рабочие места

Производство профилей из алюминиевых сплавов различных конфигураций является примером глубокой переработки первичного алюминия – перспективного направления металлургической отрасли, которое получит дополнительное развитие в рамках «Красноярской технологической долины». В конце 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о её создании, и проект официально обрёл статус особой экономической зоны. Компании, которые захотят сделать инвестиции в новые предприятия технологической долины, получат ряд налоговых льгот и преференций. Проект ОЭЗ поддержан на федеральном уровне и входит в КИП «Енисейская Сибирь». Создание в крае особой зоны промышленно-производственного типа означает развитие новых высокотехнологичных производств, иной подход к экологии и организации труда, создание новых рабочих мест.

Технологическая долина будет базироваться в Советском районе, севернее КраМЗа. По словам заместителя директора алюминиевого дивизиона «РУСАЛа» Александра Дроздова, сотрудничество с резидентами ОЭЗ позволит всем сторонам выйти на новый уровень. «В последние годы благодаря новым инвестициям в развитие КраМЗа и увеличению заказов завод развивается. Сотрудничество с предприятиями-резидентами технологической долины позволит увеличить количество рабочих мест, объём поступлений в бюджет края. «РУСАЛ» поддерживает развитие ОЭЗ, поскольку заинтересован в том, чтобы алюминий использовался для производства внутри страны, а не уезжал за границу в виде сырья».

На территории для ОЭЗ есть выход к железнодорожным путям, возможность подключить объекты к коммунальным сетям, обустроить зоны погрузки товаров. По планам, только первые, якорные инвестпроекты потребуют 1,3 тыс. новых рабочих мест.

«С появлением технологической долины не только появятся новые рабочие места, но и весь район получит новое развитие. Предполагаю, что жить новые сотрудники будут, скорее всего, или в Зелёной Роще, или в Солнечном. Мы знаем, что «РУСАЛ» планирует строить на территории района жильё для своих работников. А наше давнее сотрудничество с алюминиевым гигантом позволяет быть уверенным, что объём поддержки района станет больше», – отметил руководитель Советского района Дмитрий Дмитриев. 

Кстати
Новый мост станет четвёртым и самым широким из алюминиевых мостов: его ширина составит 6 м, длина – 65,9 м, ещё 4 м – это лестничные сходы. Впервые технология была опробована во время подготовки к проведению Универсиады, тогда появились мосты через ул. Партизана Железняка в районе «Кристалл Арены» и ул. 9 Мая в районе «Арены Север». В прошлом году алюминиевая переправа появилась через Николаевский проспект в районе остановок «Сопочная» и «Радищева».