Мы разные, но мы вместе. Как уживаются вместе люди разных национальностей

Край растёт за счёт мигрантов. © / Фото: Екатерина Саенко / АиФ

83 года назад, 7 декабря 1934 года, в результате разукрупнения Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краёв на карте мира появился Красноярский край - одна из крупнейших административных территорий страны. «АиФ на Енисее» собрал за круглым столом представителей разных национально-культурных автономий, проживающих в регионе. 

   
   

Под натиском кыргызов

Исторически так сложилось, что Красноярский край стал многонациональным регионом. Первые русские землепроходцы пришли на красноярскую землю около 500 лет назад. Однако и до них территория не пустовала. Ранее здесь жили представители различных народов севера и юга. В первую очередь это тюркская группа, которая только находилась на стадии племенного развития. Одним из многочисленных тюркских племён был Кыргызский каганат, возникший ещё в 9-м веке нашей эры.

«На протяжении нескольких столетий Кыргызский каганат был грозой всей Центральной Азии. В те времена они жили в Минусинской котловине. Им удалось подчинить себе все местные племена самодийской и кетской языковой принадлежности. Именно им было дано право собирать дань. Но положение енисейских кыргызов ухудшилось с проникновением в регион первых землепроходцев в лице казачьих отрядов. Поднимаясь вверх по Енисею, они закладывали такие остроги, как Енисейский, Туруханский, Красноярский, а вот на юг воинствующие кыргызы не дали им прорваться», - отмечает заместитель начальника управления общественных связей губернатора Красноярского края Рашит Рафиков.

Красноярский край всегда был привлекателен. Природные ресурсы и изобилие земли - всё это до сих пор притягивает. Правда, не все здесь оказались по собственной воле. В своё время многие были сосланы в Сибирь на каторгу и в лагеря. Позже целые эшелоны с молодыми людьми ехали на комсомольские стройки. Сегодня в регионе проживают представители более 150 национальностей, в том числе коренные народы Севера, а также приезжие из дальнего и ближнего зарубежья. И всем им удаётся не только жить в мире и согласии друг с другом, но и сохранять свои национальные традиции.

Чуваши покоряют Сибирь

Сведения о появлении первых чувашей в Сибири относятся к XVI-XVII вв. Это были торговцы либо служилые из Казани, примкнувшие к хану Кучуму. Активное переселение чувашей по причине малоземелья начинается в последней четверти XIX в, но по-настоящему массовая миграция пришлась на годы столыпинской аграрной реформы. К 1920 г. в Енисейской губернии их уже было свыше 3 тыс.

«Чувашей всегда тянуло в Сибирь. Для многих она ассоциировалась с репрессиями и тюрьмами, но были и те, кто поехал сюда в поисках свободы. Лично я оказался в Красноярском крае по зову сердца. Считаю, что именно здесь собраны лучшие представители разных народов, многие из которых по сей день сумели сохранить свои традиции. Зачастую в Республике Чувашия нет того, что можно найти здесь. К нам приезжают с целью изучения национальной культуры», - говорит президент Красноярской региональной чувашской национально-культурной автономии Геннадий Храмов.    
   

Кстати, сегодня чуваши проживают на всей территории края, но главным образом в Красноярске, Норильске, Лесосибирске, Большемуртинском и Казачинском районах. Есть даже отдельные населённые пункты, где сохранились традиции и самобытность чувашского народа. Самый известный - деревня Казанка. Всего на территории края насчитывается около 12 чувашских поселений.

Латгальцы и народ сету

Ещё одни представители национально-культурных автономий, сумевших сохранить на чужбине элементы культуры, языка, фольклора и самосознания, - прибалты.

Сегодня в нашем крае самое крупное во всей стране эстонское сообщество и поселение сету, которое сохранило традиции прошлых веков. Учёные со всех уголков страны приезжают в край для их изучения.

«Латыши и эстонцы в годы столыпинской реформы сами выразили желание переселиться в Сибирь. Дело в том, что здесь им предлагали хорошие земельные участки. Они приезжали сюда целыми семьями, именно это помогло им на долгие годы сохранить свою культуру. Литовцам в этом плане повезло меньше. В большинстве своём они приезжали сюда в качестве ссыльных», - рассказывает председатель Общественной палаты национальностей Гражданской ассамблеи Красноярского края Регина Бекшайте.

Отдельно хочется отметить эстонцев-сету. На сегодняшний день их насчитывают около 18 тыс. человек. Они проживают на юго-востоке Эстонии, в сопредельном Печорском районе Псковской области, а также в деревне Хайдак Красноярского края. По данным переписи населения 2010 г., в качестве сету самоидентифицировали себя около 214 россиян, в том числе 57 человек в Красноярском крае.

Кстати, на территории региона сегодня проживает незначительное количество латгальцев. В отличие от латышей они католики. У них свой язык, традиции и культура. По праву их можно назвать отдельным субэтносом. Однако сами они не спешат определять себя как отдельную национальность. 

Немецкие деревни на Сибирской земле  

Пожалуй, труднее всего на чужбине было немцам. Сегодня в Красноярском крае проживает около 22 тыс. человек. В своё время им даже запрещали говорить на родном языке, называя его языком врага.

В приенисейской Сибири первые немцы появились в качестве служивых или ссыльнопоселенцев в конце XVII века и на протяжении нескольких веков играли заметную роль в жизни нашего края. Так, первым лекарем Енисейской губернии был немец Паскевич. Также среди немцев было немало руководителей и участников многочисленных научных экспедиций.

С середины XIX века на берега Енисея приходят и первые сельские поселенцы немецкого происхождения. Так, на рубеже XIX-XX веков в крае появляются мононациональные немецкие деревни Александровка, Николаевка 1-я (первое название - Гнадендорф).

Резко возросло число немцев в годы Великой Отечественной войны: в Красноярский край было депортировано около 70 тыс., большей частью из Поволжья. А уже в 1990-е годы началось массовое переселение немцев на родину. Тогда на эмиграцию решились порядка 3,5 млн жителей СССР.

«До сих пор процесс переселения не завершён. Многие мечтают вернуться на историческую родину, но не всё так просто. По закону, чтобы уехать в Германию, нужно сдать экзамен, необходимо отличное знание языка. Как правило, его с лёгкостью сдают пенсионеры, а вот дети и внуки заваливают. К сожалению, из-за необратимой ассимиляции знание языка теряется. В итоге многие были вынуждены эмигрировать неполной семьёй», - говорит председатель Красноярской региональной национально-культурной автономии немцев Ольга Кульшманова.

Кстати, сегодня в Германии созданы хорошие условия для молодёжи. Молодых специалистов готовы обеспечить жильём и работой. Единственное требование - наличие высшего образования и отсутствие опыта работы. В итоге Германия получает идеальный трудовой материал, а вот для нашего края и всей страны это большая потеря.

Воспитание традициями

Узбекские купцы издавна приезжали в Сибирь по торговым делам. Однако вплоть до Второй мировой войны их число в Красноярском крае было незначительным. Самый большой поток мигрантов из Узбекской республики направился сюда в послевоенный период в связи с бурным развитием индустрии. В последующие два десятилетия их становилось всё больше. Перепись 2010 г. зафиксировала 6434 узбека на территории края. Однако временно проживающих гораздо больше.

«В узбекских семьях дают очень хорошее, строгое воспитание. Семейные традиции у нас на первом месте. Ребёнку с малых лет прививается всё это. А вот с образованием у нас не так хорошо. Но когда хорошее российское образование сочетается с нашим воспитанием, какие получаются кадры!» - с гордостью рассказывает председатель Региональной национально-культурной автономии узбеков Красноярского края Саитмурот Холжигитов.

Кстати, сегодня в крае проживают порядка 200 узбекских семей. Большинство трудятся в сфере торговли и строительства.