Матушка Лариса Белина, супруга настоятеля храма Воскресения Христова в п. Подгорном, отца Сергия не обижается, когда её называют попадьёй, и даже гордится этим. Великий пост, который начался 7 марта, стал поводом поговорить с ней о семье, детях и православных ценностях.
Познакомились будущие супруги в Томской духовной семинарии, куда Лариса поступила вслед за родным братом. Поженились в 1998 году, когда случился дефолт. Родители Сергея прислали на свадьбу открытку в конверте и 100 рублей. Мама Ларисы продала корову, на вырученные деньги в стенах семинарии сыграли свадьбу. На автомобиль, ресторан и на букет невесты денег не было.
«Грехи во все времена одинаковые»
Корреспондент АиФ-Красноярск Татьяна Фирсова: Матушка Лариса, Великий пост – это время духовно-нравственной подготовки к Светлой Пасхе, которое требует отрешения от мирских дел. Как это сделать, если люди работают, решают жизненные вопросы, занимаются детьми?
Лариса Белина: Очень просто: понять, что мы живём временно, а потому не должны особо привязываться к вещам, которые нас окружают. Если люди будут помнить, что они странники на земле и никто не вечен, вещизм уйдёт на второй план, а на первом месте будет забота о душе.
– Нередко человек, соблюдая пост, становится раздражительным, агрессивным, несдержанным. Что делать в таком случае?
– Многие, кто считает себя верующим, соблюдают только Великий пост. Не вредит ли это здоровью, ведь по сути это стресс для организма. Нередко можно услышать, особенно от женщин, что они хотят поститься, чтобы скинуть несколько лишних килограммов. Правильно ли это?
– Отчасти. Пост даёт возможность отказаться от того, что не очень полезно организму, к примеру, от сладкого, которое прибавляет лишние калории. Пост в любом случае во благо, он даёт возможность бороться с грехами. Вне зависимости от того, в какое время мы живём, они остаются одинаковыми: сластолюбие – желание вкусно поесть, сребролюбие – зависть и мещанство, и славолюбие – жажда власти. Так вот одна из задач поста – сэкономленные деньги потратить на добрые дела, раздать милостыню или отдать бедным.
Дразнили богомолами
– Мы сейчас живём в эгоцентричном обществе, каждый сам за себя, коллективизм и взаимовыручка практически сведены на нет. Поклоняемся «золотому тельцу», о душе и подумать некогда.
– Духовное воспитание православной культуры – сложный и долгий путь, по которому нужно идти. Уверяю, сейчас не самое плохое время. Родилась я в верующей семье, не была ни октябрёнком, ни пионеркой, ни комсомолкой. В школе с меня могли снять крестик, снимали его и со старшего брата и сестры, когда в 70-е годы они учились в енисейской гимназии. Одноклассники дразнили их богомолами и часто били. Благодаря моей учительнице, у которой был большой опыт, ко мне и моему младшему брату относились с пониманием. Единственный раз во втором классе я получила за диктант двойку, потому что написала с ошибками слова революция и интернационал. Так я «пострадала за веру», хотя на самом деле просто не знала правописания этих слов и «неуд» заработала честно (Смеётся).
Пережили мы 90-е годы вседозволенности. А сейчас никто не запрещает заниматься миссионерством, читать духовные книги, их не нужно переписывать от руки и бояться, что тебя посадят, как это случилось с настоятелем Успенского собора в Енисейске, отцом Александром Пивоваровым. В отношении него было возбуждено уголовное дело по статье «Спекуляция».
В 1983 году в Москве арестовали людей, которые напечатали «Новый Завет» и «Молитвослов» тиражом больше разрешённого, несколько книг купил и отец Александр. Несмотря на то что на суде было доказано, что он раздавал книги верующим бесплатно и не получил прибыли, даже не покрыл собственные расходы, его осудили на три с половиной года. Я слышала, как он рассказывал эту историю моей маме и просил за него молиться. Мне тогда было шесть лет.
– В последние годы семейные ценности подвергаются не просто пересмотру, а настоящим нападкам. Гражданские браки, течение чайлдфри, то есть жить без детей, возводятся в норму. Возможно ли сохранить семью как ячейку общества?
– Убеждена, что семья не может существовать без самопожертвования и любви. Если началась ссора, а без них не бывает, лучше, чтобы один просто промолчал, и тогда всё закончится миром. Стоит ответить или начать доказывать свою правоту, ссоры не избежать. Поэтому нужно учиться поступаться своей гордостью.
К сожалению, сейчас мало занимаются укреплением семьи, как это было в СССР, поэтому многое зависит от родителей, которые должны быть примером для своих детей. Дети прощают всё, кроме равнодушия. Если в семье не общаются с ребёнком и он большую часть времени предоставлен самому себе, то найдёт занятия, которые могут привести к трагедии.
Матушка или попадья?
– Многие считают, что супруга священника – это женщина, которая всё время ходит в платке и молится. Она должна кормить семью, беспрекословно слушаться мужа, отречься от развлечений, не использовать косметику. Это мифы или правда?
– Как вы относитесь к тому, что вас иногда называют попадьёй?
– Совершенно не против, и знаете почему? На самом деле, поп – это аббревиатура, которая расшифровывается как пастырь овец православных. Соответственно, раз я попадья, значит, тоже к этому причастна. Иногда сама себя шутя называю добрая матушка. Ведь не зря говорят: худой – злой, толстый – добрый (Смеётся).
– Сейчас в магазинах большое разнообразие продуктов, которые могут заменить мясо, молочную продукцию. А как удавалось разнообразить стол раньше, когда ваши дети были маленькими и не было такого изобилия?
– Никогда с этим не было проблем. Дети, а у нас их четверо, три мальчика и девочка, ели всё, что я приготовлю. Признаюсь, я сама ещё та чревоугодница, очень люблю выпечку, часто стряпаю и практически не покупаю сладости, потому что своё вкуснее. Люблю экспериментировать, превращать невкусные продукты в лакомство. Из тыквы, которую дети не очень любят, готовлю блюда, которые улетают «на ура». Могу поделиться фирменным рецептом шоколадных маффинов с тыквой на капустном или помидорном рассоле.
Шоколадные маффины от матушки Ларисы
На мелкой тёрке натереть 300 г тыквы; сахар – 1 стакан; ванильный сахар – 1–2 ч. ложки, щепотка соли; разрыхлитель теста – 1 ч. ложка; мука – 200 г; какао – 50 г; растительное масло – 1 стакан; плитка чёрного шоколада не менее 75%; рассол от солёных помидоров или от капусты.
Смешать тыкву с сахаром, всыпать соль, ванильный сахар, разбавить рассолом до консистенции оладий. Влить стакан растительного масла и соды, а после – муку, смешанную с какао. Всё хорошо перемешать венчиком, выложить тесто в форму для кексов и выпекать 15–20 минут в духовке при температуре 180 °С.