Наука на колёсах. Мобильный технопарк начал новый учебный год

На протяжении двух недель наставники и педагоги занимаются со школьниками. © / Правительство Красноярского края

«Кванториум» в мобильном формате – проект детского технопарка в Красноярском крае. Впервые в рамках нацпроекта «Образование»  он был представлен публике в сентябре прошлого года. Что произошло за год работы передвижного наукомобиля? 

   
   

Как это устроено?

Идея, которую реализовали авторы проекта, с одной стороны, проста и очевидна, с другой – сложна и многогранна. Чтобы приобщить школьников в небольших российских городах и сёлах  к науке, на федеральном уровне придумали передвижной формат. Для этого был оборудован специальный автомобиль. Его оснастили передовыми технологиями.

Среди смарт-приборов – современные 3D-принтеры и сканеры, лазерные граверы и дроны и много другого, увлекательного и умного. Так, у школьников из небольших городов и сёл появилась дополнительная возможность совершенно бесплатно заниматься научно-техническим творчеством и получать новые, актуальные в нынешний технологический век навыки, развивать творческие способности, считают в «Кванториуме».

Специально для мобильного «Кванториума» были разработаны различные направления обучения и программы. Школьники в районах края могли выбрать любые: например, обучиться основам программирования, робототехники, созданию виртуальной дополненной реальности, управлению беспилотниками и 3D-моделированию. Алгоритм работы мобильного наукомобиля таков: команда с оборудованием приезжает на территорию района, где ребята готовы обучаться основам IT-технологий и другим наукам будущего. Наставники и педагоги устанавливают оборудование на базе одного из местных учреждений и на протяжении двух недель занимаются со школьниками.

Фото: Правительство Красноярского края

Расписание занятий очень удобное и адаптировано под основную учёбу ребят. Так, в первой половине дня работа на научной площадке встраивается в рамки уроков технологии для учеников средних, с 5-го по 8-й, классов. А во второй половине дня в формате кружка занятия открыты для старшеклассников. Кроме очных занятий была спроектирована и онлайн-учёба. Педагоги продолжают сопровождать ребят дистанционно, на интернет-платформах. В итоге уже через несколько месяцев занятий – очередная очная сессия.

Что даёт?

Что получалось в результате такой интегрированной учёбы? Во-первых, это законченный инженерный или IT-проект. Во-вторых, дружная команда. Ведь ребята могли разработать свои проекты и индивидуально, и в команде единомышленников.

В конце учебного года итоги подводились на общей конференции. На площадках эксперты из вузов, Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора (КРИТБИ) и предприятий края выбирали лучшие проекты. А победители получили полезные в учёбе призы и, кончено, уникальные знания.

Это очень эмоциональный опыт, считают сами участники, которым посчастливилось позаниматься в мобильном «Кванториуме». Ученица детского технопарка Дарья Пушкина рассказала: «В первую очередь «Кванториум» помогает развивать определённые навыки, в моём случае – в управлении и программировании дронов. Но это ещё и приятная атмосфера в самом коллективе нашей группы, где я нашла единомышленников в своём увлечении».

   
   

Каникулы с пользой

Но не только во время основной учебы можно было позаниматься на «полях» «Кванториума». В дни школьных каникул педагоги проекта проводили различные интенсивы, принять участие в которых могли ребята со всего края.

Например, во время зимних каникул 60 школьников региона занимались в интенсивной школе Fabrica. В течение шести дней ребятам помогали завершить проекты, данные для которых были получены со специальных наборов. В мейкербоксах находились все необходимые детали, оставалось только подключиться к онлайн-платформе, где наставники проводили консультации.

Фото: Правительство Красноярского края

Организаторы отметили: программа была рассчитана на начальный уровень, но все участники показали очень хорошие результаты. Практически всем не только удалось собрать собственное устройство, но и усовершенствовать его и убедительно представить свой продукт экспертам на финальной сессии. Одной из задач проектной работы было создание прототипов сайтов – лендинг. Интернет-страницы понадобились для максимально технологичной презентации проектов ребят. А самые активные участники получили полезные призы от «Кванториума» и дипломы.

 «Чтобы ребятам не было скучно, мы каждый день представляли насыщенную программу, где помимо работы с преподавателем по своему направлению были лекции по менеджменту и проектной деятельности, челленджи на забавное фото и даже зарядка», – отметила методист мобильного «Кванториума» Татьяна Трофимова.

А сами ребята считают проект исключительно полезным не только с точки зрения знаний, но и социального опыта.

«Здесь интересные занятия, на которых не критикуют, а предлагают попробовать. Новые друзья и впечатления делают для меня «Кванториум» местом, где хочется проводить свободное время», – рассказал Данил Логинов, который уже второй год занимается в детском технопарке беспилотниками.

География проекта

За весь год детский технопарк на колёсах проехал по шести территориям региона. В прошлом году мобильный «Кванториум» встречали в Железногорске, Лесосибирске, Минусинске, Шарыпове, Бородине и Канске. На площадки встретились и прошли обучение более 1,1 тыс. школьников региона.

А в мае на итоговой конференции за звание лучшего боролась дюжина лучших проектов. Среди которых, например, была представлена интерактивная веб-карта парковых зон, которую сформировала команда из двух девчонок, Ирины Грущак и Арины Сухих из Шарыпова. Девятиклассницы смогли сделать интерактивную карту такой, что на ней видны даже самые мелкие детали урбанистики: арт-объекты, лавочки, урны, качели, малые архитектурные формы. Для этого девушкам пригодились знания гео­информатики и особенно программирования. Ведь если нажать на каждый объект на карте, то можно не только увидеть фото объекта, но и прочитать дополнительную информацию о нём. А их «коллеги» по мобильному «Кванториуму» из Железногорска Александр Говоров и Сергей Злобин предложили навигационную модель для сайта своего лицея № 102. Проект позволяет всем желающим рассмотреть в Интернете коридоры и кабинеты лицея в формате круговой панорамы в 360 градусов. А благодаря полезным и удобным комментариям любой человек теперь может легко ориентироваться в здании. Здесь пригодились полученные навыки съёмки на камеры 360 градусов и работа в межплатформенной среде Unity.

Ещё одна студентка мобильного «Кванториума» Дарья Прилука из Бородина работает над историческим сайтом Historical maps. На карте девушка старается отразить основные сражения Великой Отечественной войны. Для наглядности планируются тактическая карта сражения, описание и историческая справка, 3D-модели вооружения и боевой техники, как это было в настоящих боях и битвах.

За свою проектную деятельность, активное участие в конкурсах и олимпиадах школьники получали баллы. А по результатам учебного года лидеры рейтинга награждались подарками.

Новый учебный год мобильный «Кванториум» начал в Енисейском районе. На базе школы в селе Озёрное были открыты занятия для школьников из нескольких посёлков. В этом году научный автомобиль с педагогами и высокотехнологичном оборудованием приедет, по планам, в Назаровский, Курагинский, Нижнеингашский, Иланский районы и в Железногорск.

«Безусловно, расстояния в нашем огромном крае привносят свои сложности в работу, но то, как встречают наш мобильный технопарк районы, как вовлечены дети и педагоги в онлайн-формат и та положительная обратная связь, которую мы получаем, подчёркивает востребованность проекта и заставляет нас постоянно думать о его развитии», – уверен генеральный директор детского технопарка «Кванториум» Сергей Кениг.

Кстати
Благодаря нацпроекту «Образование» занятия проходят бесплатно: на создание и работу мобильного «Кванториума» в регионе из федерального и регионального бюджетов было направлено более 30 млн рублей.