Не изменял самому себе. В апреле Алексею Клешко исполнилось бы 50 лет

Он был одной из ярких фигур на политическом небосклоне края. © / Влад Алексеев / АиФ

В типографии «Поликор» напечатана и ждёт выхода в свет книга «Сопряжения Алексея Клешко». Написанная им в соавторстве с Александром Чернявским в 2006 году, она попадёт в руки читателя лишь спустя 14 лет. Её презентация должна была состояться 2 апреля, в этот день Алексею Михайловичу исполнилось бы 50 лет. 

   
   

«...Алексею судьбоносные решения внешне давались достаточно легко, потому как вписывались в логику однажды выбранного маршрута. Наверное, только сам Клешко может поведать о внутренних терзаниях и мучениях, неизбежных в таких ситуациях. Критерий был один – не изменять самому себе, своей системе ценностей, чтобы не было потом мучительно стыдно на очной ставке со своей совестью, чтобы можно было смотреть в глаза современности спокойно и уверенно, чувствуя свою правоту».

Это строки из предисловия к книге об Алексее Клешко, который был, без сомнения, одной из ярких фигур на политическом небосклоне Красноярского края. Наряду с многими инициативами в качестве депутата горсовета, а затем и вице-спикера Законодательного собрания, наверное, главным делом его жизни стал проект модернизации библиотек и театров региона. Его идеи и сейчас воплощаются в жизнь. О том, каким его помнят друзья и коллеги, рассказывает «АиФ-Красноярск».

Взять «на слабо»

«Когда Алексей пришёл работать корреспондентом на краевое радио, его тут же заметили. Он был ярким и, бесспорно, талантливым молодым журналистом. Тогда в Красноярске было всего несколько газет и одна телерадиокомпания – конечно, такие люди оказывались на виду, – вспоминает о первом знакомстве с Алексеем Клешко заместитель губернатора Красноярского края Василий Нелюбин. – А в конце 90-х с Андреем Копытовом и Владимиром Княгининым мы начали работать над созданием аналитической телевизионной программы «Территория». В то время это был первый подобный проект политической аналитики с приглашёнными экспертами, социологией и графикой. Мы пробовали несколько ведущих, но только с приходом Алексея Клешко программа обрела своё лицо. Он убедительно выглядел на экране, несмотря на молодость, и «Территория», быстро набрав популярность, стала одной из самых ярких программ на красноярском телевидении. Вскоре Алексей стал полноправным участником проекта и даже его лидером. Так мощно, в его фирменном таранном стиле Клешко ворвался в политическую журналистику. 

Меня в Алексее всегда поражала его неукротимая тяга к знаниям. Если его что-то начинало интересовать, он погружался в предмет так глубоко, что мог на равных дискутировать с профессионалами. Помню, как увлечённо он обсуждал с членами жюри международного балетного конкурса спектакль, поставленный итальянским режиссёром. Это был диалог знатоков, и я, невольный свидетель, был искренне поражён глубиной знаний Алексея в этом вопросе. Клешко был одним из немногих депутатов – не финансистов, который досконально знал бюджет и мог, что называется, «на пальцах» объяснить журналистам, что там к чему. Поэтому к нему всегда выстраивалась очередь из съёмочных групп, и в эфире красноярских телеканалов он появлялся чаще других депутатов.

Алексей был очень азартным человеком и запросто мог взять «на слабо». Помню, на одном из его дней рождения он предложил поехать всей компанией в морской круиз. Как это бывает во время застолий, большинство тут же дружно согласились. На следующий день получаю смс из турагентства: «Алексей Михайлович Клешко забронировал для вас двухместную каюту». У меня уже не было пути назад. Так благодаря Алексею собралась отличная компания, которая отправилась через полгода в круиз по Северному морю. Без него мы бы точно никогда не собрались в подобное путешествие. Вот таким был наш Лёша».

Ангел-хранитель для многих

Исполнительный директор Фонда им. В. П. Астафьева Дарья Мосунова, фонда, при поддержке которого была издана книга «Сопряжение Алексея Клешко», познакомилась с ним, когда училась в 10-м классе. Она пришла стажёром на радио­станцию «Молодость Енисея», где ведущим канала межнационального общения был Алексей Михайлович. 

   
   

«Он просто фонтанировал идеями, был лёгким в общении. Позже стали плотно работать по фонду Астафьева. Он был очень внимательным к людям, никогда не забывал поздравить с днём рождения и был по-настоящему щедрым человеком. Из каждой туристической поездки, а путешествовал он часто, привозил удивительно красивые вещи. Его подарок – солнце из венецианского стекла – висит у меня на стене, и, глядя на него, я всё время вспоминаю Алексея Михайловича. Хочу сказать, что его проект по модернизации библиотек и театров края просто уникален. Он понимал, что культура формирует личность человека. Сегодня обновлённые библиотеки – это центры притяжения, в которые вдохнули вторую жизнь. Сюда приходят общаться люди всех возрастов – от малышей до пенсионеров. Работники культуры его всегда называли своим ангелом-хранителем».

«Он посвящал всего себя работе и был настоящим трудоголиком. Алексей выбрал нишу, которой в политическом классе никто не занимался, – культуру. Это место пусто до сих пор. Нет такого человека, который бы так беззаветно отдавал всего себя решению проблем этого важного направления развития и образования человека», – говорит ещё один друг Алексея Клешко, политический обозреватель Сергей Комарицын.

«Хочу отметить уникальную способность Алексея носить большой объём информации в голове, он был настоящим философом. И у него было жалостливое сердце, – с присущей ему образностью речи говорит главный редактор «Красноярской газеты» Олег Пащенко. – Для Кировского района, жители которого неоднократно выбирали его депутатом, он был незаменим. Это была его большая семья, о которой он постоянно заботился». 

Незримым помощником Алексей стал и для многодетной семьи, где семерых ребятишек воспитывала одна мама, о которой на своей странице в «Фейсбуке» рассказала пресс-секретарь администрации Шарыповского района Наталья Логос. «Женщина отчитывалась о перечисленных ей переводах и однажды сказала, что деньги перевёл Алексей Михайлович К.  Я поняла, кто это. В личной переписке поблагодарила его, а он меня отругал и запретил об этом рассказывать. Сказал, что делает это не ради пиара, а потому что хочет помогать людям. А историю про слепоглухую от рождения девочку, которая, несмотря на свой врождённый недуг, замечательно поёт, вы наверняка знаете. Алексей Михайлович принимал самое активное участие в её судьбе. Помог, чтобы ей сделали очень сложную операцию, и сейчас она слышит на 40%».

Журналист от Бога

Друг Клешко со студенческих времён, политический аналитик Александр Чернявский, считает, что Алексей был незаурядным и талант­ливым человеком, однако главным для него всё-таки было журналистское поприще. 

«Журналистом он был от бога. Фактически Алексей в девяностые годы стал родоначальником аналитической тележурналистики в Красноярском крае. Его программа «Территория» по уровню профессионального мастерства не уступала лучшим федеральным образцам, – говорит он. – Клешко не растерял свои лучшие журналистские качества и тогда, когда ушёл во власть в середине девяностых годов. Его политический старт пришёлся на бурные годы. Бойцовские качества Алексея особо ярко проявились в годы борьбы «Наших» с губернатором Александром Лебедем. Уже в середине нулевых годов он стал одной из ключевых фигур в региональной власти. Алексей очень ценил близких людей и друзей. В день рождения обязательно собирал нас за одним столом. Это было не просто застолье со здравницами в честь именинника, а, говоря словами известного поэта Рильке, здесь «люди собираются в кружок и тихо рассуждают, каждый слог дороже золота ценя при этом».

С детства Лёша был книгочеем, при этом сотни своих книг подарил красноярским библиотекам. Клешко был невероятно отзывчив на все здравые идеи и человеческие проблемы. Он был своим человеком и в культуре, и в образовании, очень много времени уделял депутатской работе. Думаю, тысячи жителей края могут рассказать о том, как он им помогал в сложных ситуациях. Его уход стал сильнейшим ударом по всем людям, в жизни которых Лёша занимал большое место. Алексей абсолютно опровергает мнение, что незаменимых нет. Если бы таких людей было больше в жизни и во власти, думаю, всё изменилось бы в лучшую сторону. Это по-настоящему невосполнимая потеря для управленческого класса Красноярья. До сих пор люди отзываются о нём с теплотой и говорят, что им не хватает такого умного и понимающего защитника в красноярской власти, как Алексей Михайлович».