Они не виноваты, что их предали. Система защиты детства не менялась 100 лет

Более 10 тысяч детей обрели семью. © / Красноярский Центр развития семейных форм воспитания

Ежегодно около 2 тыс. ребятишек оказываются в детских домах. При этом лишь 10% из них - настоящие сироты, у которых никого нет, остальные - социальные. Попадают туда при живых родителях. Почему сегодня нужно менять систему защиты детства, и в этом процессе должны участвовать все: и государство, и общество, корреспонденту «АиФ-Красноярск» рассказала руководитель краевого Центра развития семейных форм воспитания Ольга АБРОСИМОВА.

   
   

Не открыли 134 детских дома

Ольга Лобзина, «АиФ-Красноярск»: Ольга Борисовна, родителей не выбирают. Кому-то повезло, а кому-то из-за взрослых выпала дорога в детский дом. И какими бы идеальными ни были там условия, дети всё равно мечтают о семье. Что говорит статистика?

Ольга Борисовна Абросимова - руководитель краевого Центра развития семьи. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Ольга Абросимова: В 2002 году, когда образовался наш центр, в Красноярском крае было свыше 8 тыс. сирот и более 50 детских домов. И стояла главная задача - сделать так, чтобы воспитанников чаще брали в семьи. И благодаря активной пропаганде, прежде всего через СМИ, удалось более 10 тыс. сирот устроить в приёмные семьи. А это 134 неоткрытых новых детских дома. Я признательна редакции «АиФ на Енисее» за то, что вы много лет публикуете информацию о детях, и большинство потом забирают в семьи.

Но ежегодно около 2 тыс. детей пополняют детские дома, и большинство из них - при живых родителях, которые лишены прав или находятся в заключении. Содержание одного ребёнка в детском доме в год обходится от 600 тыс. до 2 млн рублей (в зависимости от территории). Но дело не в деньгах, а в профилактике социального сиротства. Я, конечно, далека от мысли, что детских домов не будет совсем, но уверена: их количество свести к минимуму можно. И это реально. Одна из форм устройства детей - приёмная семья. Большинство таких семей проживают в сельской местности. В 2002 году было 4 приёмных семьи, сейчас - 2003, где воспитываются свыше 4 тыс. детей.

ДОСЬЕ
Ольга АБРОСИМОВА. Родилась в 1962 году в Назарове. Окончила Красноярский государственный педагогический институт по специальности «учитель истории, права и обществоведения». Работала учителем в школе, в Красноярской территориальной краевой организации профсоюза работников народного образования, в администрации Красноярского края. С 2002 года - директор краевого государственного учреждения «Центр развития семейных форм воспитания». Замужем, имеет дочь.

«Возьмите сироту…»

- Тем не менее к приёмным семьям в обществе неоднозначное отношение. Некоторые считают, что так люди зарабатывают на детях.

- Таким я всегда отвечаю: «Возьмите сироту - тоже будете получать». На самом деле, приёмные семьи - это добрые и хорошие люди, которые могут чему-то научить ребят, подарить им свою любовь. И дети получают социализацию в обществе.

- А часто детей возвращают?

   
   

- Редко, но случается. В среднем 5% детей отдают назад. Одна из причин - серьёзные заболевания и отсутствие возможности у родителей продолжить дорогое лечение. Несмотря на то что существует ряд бесплатных медицинских программ, мы знаем, как это непросто.

- Значит, и больных детей берут?

- Берут и больных детей, и инвалидов. Если ещё 10 лет назад ВИЧ-инфицированные дети просто не обсуждались приёмными родителями, то сейчас берут и одного, и двух.

- А в каких случаях отказывают?

- Отказать могут, если не предоставлен полный пакет документов или, например, если гражданин имел или имеет судимость за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, а также неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления. Также органы опеки смотрят, каковы жилищные условия. Ещё один момент: если ребёнку больше 10 лет, то необходимо его согласие.

Психологи настоятельно не рекомендуют брать детей тем родителям, которые недавно потеряли своего ребёнка и хотят заполнить эту пустоту. Абсолютно одинаковых детей не бывает, и, когда начинается разлад в отношениях, они их возвращают.

Приходят много бездетных пар, которым за 40 лет. Бывает, женщина хочет взять ребёнка, чтобы удержать мужа. Или призывает мужа: «Давай посмотрим фото детей», - а он за порогом стоит и отвечает: «Тебе надо, ты и смотри». Понятно, что в такой семье будет сложно. Но есть примеры, которые невозможно объяснить: когда по медицинским показаниям женщина не может родить, а после усыновления через какое-то время у неё появляется свой ребёнок.

«А я не готов»

- Чтобы получить статус приёмной семьи, обязательно нужно пройти «Школу родителей»?

- Обязательно. Самая главная задача этой программы - чтобы через тренинги родители поняли, готовы они или нет взять ребёнка. Безусловно, мы их вооружаем нужными компетенциями и по его состоянию здоровья, и по вопросам психологии, оказываем юридическую поддержку. Когда, например, в группе из 15 человек трое говорят: «А я не готов», «Я ещё подумаю», - мы рады. Это и есть результат нашей работы: лучше упредить, чем потом они вернут детей в детдом.

- И всё-таки какое пособие получают приёмные родители?

- Поскольку пособие на опекаемого зависит от места проживания (на Севере выше), в зависимости от возраста - от 7 тыс. до 28 тыс. рублей на одного ребёнка. Если речь о создании приёмной семьи, когда берут одного, двух, трёх и более детей, то плюс к этому приёмные родители получают денежное вознаграждение - 5-7 тыс. на каждого ребёнка.

Когда все причастны

- Что происходит в обществе, если дети по-прежнему попадают в приюты и интернаты?

- В обществе есть серьёзные проблемы. Одна из болезненных - лишение родительских прав. В основном это семьи, где не работают и пьют. Многие из них, мне кажется, можно было вовремя поддержать. Моя мама всю жизнь проработала фельдшером, была депутатом, возглавляла женсовет. С детства помню её разговоры: «Вот Надя пристрастилась к бутылке, а мы её привлекли в хор, и она преобразилась, бросила пить, семья сохранилась…» И таких историй много.

- Но у нас, извините, больше карательных мер со стороны всевозможных структур, которые по долгу службы обязаны помогать…

- Существует статистика, что на одного ребёнка приходится девять чиновников, которые должны за ним следить. Но пока СМИ не напишут про трагедию в конкретной семье, никто об этом не знает. Получается, что у семи нянек дитя без глазу: педиатр видел синяк у ребёнка, но не среагировал, учитель должен заметить: что-то неладное происходит с подростком… Вроде все причастны: кто учит, кто лечит, кто помогает, а чтобы кто-то конкретно отвечал - этого нет.

Система защиты детства в России не менялась сто лет. Как была выстроена на работу со следствием, так и осталась. Мне кажется, вовремя помоги - сработает. Да, меры соцподдержки есть, но их объём недостаточный, чтобы, например, молодая мама одна смогла воспитать ребёнка.

Однажды ко мне на приём как к представителю краевой комиссии по делам несовершеннолетних пришла женщина-опекун. Сразу предупредила: за своего ребёнка будет стоять до конца. Парень учится в техникуме и живёт в общежитии. За то, что громко музыку включил, ему воспитатель устроил настоящую травлю, дошло до рукоприкладства. И районная КНД не встала на защиту подростка, а пригрозила поставить его на учёт. Я сижу и думаю: люди государевы получают зарплату за то, чтобы детям было хорошо, но, оказывается, маме-опекуну от них надо ещё и защищаться. Правильно вы заметили: почему-то чаще срабатывает желание наказать. Давайте лучше помогать. Дети-то в чём виноваты? В том, что их взрослые предали? Это не с ними что-то не так, а с нами.

- Есть семьи, которым стоит помочь, но есть такие, где надо спасать детей. Из последних: отец в пьяном угаре убил 8-месячного ребёнка, другой в печь закинул малыша… Жутко становится от подобных историй…

- Очень часто люди живут в одном доме и не замечают (или не хотят замечать), что происходит в семье через стенку. Особенно если там пьют, дерутся, плачут дети. Наберите телефон участкового. Возможно, ваш звонок спасёт чью-то жизнь. Пока что-то страшное не произойдёт, никто ничего не предпринимает. Если бы не было равнодушных к чужой беде граждан и все свое­временно включились в этот процесс: и общество, и государственные организации, - трагедий было бы меньше.

Право на семью

- По статистике, 40% воспитанников детских домов повторяют судьбу родителей. Особенно те, кто уже в подростковом возрасте попадает в интернат. И, выходя во взрослую жизнь, тоже бросают своих детей… Замкнутый круг получается?

- Чтобы этого не происходило, важно работать с детьми из детских домов, показывать им жизнь вне стен учреждения, рассказывать, какие семейные традиции существуют, как важно уметь выстраивать отношения, сохранять доброе отношение друг к другу.

Избежать проблем, как бы мы ни старались, не получится. Нужно уметь их правильно решать и не стесняться обращаться за помощью к специалистам. Семья - главный институт нашего общества, залог его благополучия и процветания. Каждый ребёнок имеет право на семью - это записано в Конституции России и в конвенции ООН. Радует, что сегодня кроме родителей, которые по каким-то причинам отказываются от своих детей и не исполняют свои обязанности должным образом, в нашем городе и крае живут люди, готовые взять их в свои семьи и подарить им заботу, любовь и счастливое детство.

И количество обращений в Центр по вопросам семейного устройства растёт. В среднем в год за помощью приходят более 20 тыс. граждан. За парты Краевой школы приёмных родителей ежегодно садятся более 1500 человек. Так что надежда есть.