Оружие Победы. Зачем сибиряк изготавливает точные копии пулемета «Максим»

Андрей Тарасов считает, что военное моделирование – это его личный вклад в наше общее усвоение уроков истории. © / Виктор Заковряшин / АиФ

О таких, как Андрей Тарасов, коренном сибиряке из Уяра Красноярского края, говорят – мастер на все руки. Умеет и профессиональный ремонт сделать, и тыкву гигантских размеров вырастить, и давно забытые слесарные и плотницкие инструменты изготовить. Последнее, к чему он прикипел, – историческая реконструкция, изготовление макетов стрелкового оружия времён Великой Отечественной войны. И начинается эта история с пулемёта «Максим».

   
   

Рабочая лошадка пехоты

Многие знатоки, конечно, могут решительно возразить: так ведь это герой Гражданской войны, а не Великой Отечественной! Кавалерийские рейды, тачанки, будёновки… И это правда, но не вся. А вся правда заключается в том, что если глубоко погрузиться в тему, как это сделал Андрей Тарасов, то поймёшь: «Максим» такой же символ Великой Победы, как танк Т-34, «Катюша», ППШ и винтовка Мосина.

Андрей Тарасов. Фото: АиФ/ Виктор Заковряшин

«Пулемёт «Максим» незаслуженно забывают, когда речь заходит об Отечественной войне, – рассказывает Андрей Тарасов. – Действительно, перед войной его производство притормозили, причём резко, сделав ставку на новый станковый пулемёт Дегтярёва образца 1939 года. Но последний приняли на вооружение поспешно, практически сырым, и уже в начале войны всем стало очевидно, что нужно вновь запускать линию по производству проверенных «Максимов» (ударение, кстати, на первом слоге – по имени его автора, британского оружейника Хайрема Стивенсона Максима). Как бы там ни было, «Максим» при своём почтенном возрасте и модернизациях успешно воевал на всех фронтах Великой Отечественной войны и внёс весомый вклад в победу над фашистской Германией. Когда пал Берлин, легендарному пулемёту было более полувека!»

Андрей может рассказывать о «Максиме» бесконечно, с особым трепетом и теплотой. О его создателе, о русской и советской модернизациях, о тактико-технических характеристиках. Но не менее интересна история знакомства Андрея с пулемётом, а позже – вспыхнувшей любви к этому оружию.

«Это произошло несколько лет назад, – вспоминает Андрей. – Незадолго до очередного празднования Великой Победы. Бывший директор нашего комбината Сергей Васильевич Чурбаков загорелся идеей создания на территории предприятия памятного знака, который увековечил бы подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Он задумал создать композицию, которая рассказала бы о наших дедах, защищавших Родину в те непростые годы. И на фронте, и в тылу. Скрепой всего этого должен был стать пулемёт «Максим». И собрать эту рабочую лошадку пехоты поручили именно мне – за что я благодарен Сергею Васильевичу».

Точь-в-точь

Сказать, что Андрей отнёсся к работе очень серьёзно, значит, не сказать ничего. Он из того поколения, которое ещё успело пообщаться с фронтовиками, ветеранами, что называется, вживую. Его дед воевал, получил серьёзное ранение. Поэтому тема войны для Андрея священна. И это не просто слова.

   
   

«Это была большая ответственность, поэтому я, конечно же, нешуточно погрузился в тему. Ушёл с головой в чертежи, матчасть пулемёта, досконально изучил историю его создания. И когда дело дошло до сборки, то я уже, наверное, мог сделать и настоящий боевой пулемёт – если бы это было не запрещено».

На создание «оружия» было выделено всего две недели. Схемы пулемёта Андрей нашёл в Интернете, материалы (главным образом железо) – в металлцентрах, помощников – в собственном коллективе.

«Сделать одному работу за такой короткий срок в наших условиях, да ещё с нуля, просто невозможно. И пулемёт вряд ли получился бы таким, приближенным к оригиналу, без помощи токаря, сварщика. И я глубоко признателен нашим ребятам, которые откликнулись на мою просьбу. Что не пожалели личного времени, сил, собственных инструментов и оборудования. Особая благодарность моему коллеге Николаю Гончарову. На нём была практически половина всей работы».

Макет решили выполнить в полную величину и так, чтобы всё сошлось до миллиметра. Чтобы и материал, и краска тоже соответствовали – иначе вместо живого экспоната получилась бы груда крашеного железа, невнятная пародия на пулемёт. И было бы стыдно не только за модель, но и за всю композицию, посвящённую Великой Отечественной войне.

Фото: АиФ/ Виктор Заковряшин

«Слава богу, этого чувства испытать не пришлось. Наоборот, нашу работу высоко оценили в коллективе комбината. И не только – до сих пор любые гости, любые комиссии, которые приезжают на предприятие, обязательно фотографируются рядом с памятным знаком. И это чертовски приятно.

Коллективная работа помог­ла избежать спешки, что очень важно при изготовлении любого макета. «Максим» получился максимально приближенным к оригиналу, и, наверное, только специалист сможет найти различия в лафете, кожухе, бронещите, других деталях оружия. Хотя кое в чём не попали, и это вес «пулемёта»: 25 килограммов против реальных шестидесяти. Но это закономерно, так как в макете нет ствола и полностью отсутствует боевой механизм пулемёта – причины, разумеется, понятны».

Иммунитет против фашизма

Сегодня в копилке уярского «оружейника» уже три пулемёта «Максим». Небольшие ошибки, допущенные на двух первых экспонатах, исправлены, и теперь на пулемёте есть даже эффект воронёного металла – хрестоматийная визуальная деталь в стрелковом оружии.

Андрей хочет пойти дальше, увеличить калибр своего увлечения. Замахнуться на ещё одну легенду Великой Отечественной войны – противотанковую пушку образца 1937 года, легендарную сорокапятку.

«Уверен, найдутся те, кто считает моделирование делом несерьёзным, тем более если оно не приносит реального дохода, – говорит Андрей. – Но мне кажется, не всё должно измеряться в нашей жизни деньгами. Есть более важные вещи, одна из них – память, иммунитет общества на некоторые события. И моделирование – мой личный вклад в сохранение некоторых уроков истории. Напоминание о той страшной войне, в которой наши деды переломали хребет самому большому злу XX века – фашизму».