Педагог с «пулей» в голове. Сибирячка нашла себя в работе с малышами

В наших силах сделать детей счастливыми. © / Екатерина Саенко / АиФ

Педагог дошкольного образования Наталья Бауэр в ноябре будет представлять Красноярский край на всероссийском конкурсе «Воспитатель года», а накануне она стала победителем краевого этапа. В детском саду она всего четыре года, но её методика работы с детьми была признана лучшей. Накануне Дня воспитателя она рассказала корреспонденту «АиФ-Красноярск» о том, как быть интересной для большого числа малышей, что нужно, чтобы родители захотели участвовать в жизни детсада, и что самое сложное в работе педагога. 

   
   

Игрушки из мусора

Вера Божкова, корреспондент «АиФ-Красноярск»: Наталья Ивановна, говорят, что вас выделили в краевом этапе конкурса в том числе благодаря интересной методике работы с детьми. В чем её уникальность?

Наталья Бауэр в детский сад попала случайно. Фото: Из личного архива

Наталья Бауэр:  Я работаю, как это красиво называется, с неоформленным материалом, а попросту - с отходами. Пробки, бутылки, верёвочки, коробки, тряпочки… Из этого мы делаем с детьми абсолютно всё, что нужно для игры, неважно - математика, развитие речи, изучаем звуки или танцуем. Мы играем на инструментах, которые сделали собственными руками. Самое главное - детям это безумно нравится. Меня часто спрашивают, откуда эта идея ко мне пришла. Честно - сама не знаю. Вообще, я всегда была с пулей в голове, идей ненормальных в ней много. Началось всё с того, что моему сыну нужно было что-то принести на выставку поделок. Стала собирать разные бутылочки, коробочки, видеть, что из них можно сделать. И меня осенило: можно же в своей группе эту идею реализовать. Сначала поделилась с детьми, им понравилось, стали из дома таскать разные коробочки и мне подсказывать, для чего это может пригодиться. Потом и родители подхватили.

- По профессии вы учитель начальных классов, несколько лет проработали в школе. Почему пришли в детский сад?

Досье
Наталья Бауэр. Родилась в Красноярске в 1982 году. Окончила Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. Воспитатель детского сада №121 в Красноярске. Воспитатель года - 2017 в Красноярском крае. Замужем, есть сын.
- История самая банальная. После декрета надо было выходить на работу, ребёнка устраивать в сад, а очереди были огромные. Предложили попробовать себя дошкольным воспитателем. И очень понравилось, возвращаться в школу не планирую. Я поняла, что здесь много возможностей для реализации. Оказалось, что играть с детьми - это так весело, даже когда их 29. Мне хочется развивать малышей и дать им всё, что я сейчас могу и умею. А самое главное, у деток многому можно научиться. Они умеют смотреть на мир проще и заставляют нас поступать так же.

- В последнее время к педагогу предъявляются высокие требования - как со стороны системы образования, так и родителей. Насколько сложно приходится в этом лавировать?

- Как бы ни менялся мир, экономическое состояние, общечеловеческие ценности, педагогическую культуру никто не отменял. И 20 лет назад нужно было уметь общаться с детьми, и сегодня. Не унижая их достоинства. Проблема сейчас в том, что у родителей больше прав предъявить претензии, если им что-то не нравится в наших методах воспитания. Приходится разговаривать и объяснять. Если основная часть родителей поддерживает педагога, то они часто защищают его перед другими, и рано или поздно всё становится на свои места.

   
   

- Как отношения в семье сказываются на поведении ребёнка в саду?

- Естественно, всё, что творится в семье, приносится в сад. Если в семье негатив, он и в группу придёт в плохом настроении. В процессе общения с другими детьми ребёнок заряжается, мыслит позитивно, отдыхает… Но потом он возвращается домой, в ту же обстановку. И насколько он сможет сохранить это равновесие? Потому мы и работаем не только с детьми, но и с родителями. Если у ребёнка плохое настроение, разговариваем с родителями, даём рекомендации...

Мечта педагога

- Вам всё время приходится работать с малышами, дурачиться, играть… Не возникает ощущения, что ты застрял в детстве?

- Если не развиваться, то конечно. Мы играем с детьми, но это не значит, что мы становимся на их уровень, они действуют интуитивно, мы же это делаем осознанно, в игре происходит обучение и воспитание. Есть у нас и научная деятельность, ведь каждый свой рабочий день нужно описать и осмыслить. При этом нужно обязательно идти в ногу со временем. Если педагог остановился в развитии, значит, он не на своём месте. И нам нужно постоянно быть на шаг впереди детей, удивлять их и заинтересовывать. Они не должны скучать, и это заставляет тебя думать, жить, творить.

- Официальная статистика говорит, что заработная плата воспитателя на уровне средней - в районе 32 тыс. Неужели правда?

- У меня 12 лет стажа, высшая категория, моя средняя зарплата - 20 тыс. рублей. Молодой педагог после института получает 15 тыс. со всеми надбавками. В нашей семье главный добытчик - муж, иначе я не работала бы в детском саду. Некоторые трудятся в две смены, но это очень сложно - может произойти профессиональное выгорание. Честно сказать, большие эмоцио­нальные и физические затраты не соответствуют тому, что получает дошкольный педагог.

Самые счастливые годы

- Современные родители хотят, чтобы их ребёнок был самым умным, самым красивым и самым талантливым, при этом большую часть времени ребятишки проводят в саду. Чему должны научить ребёнка воспитатели?

Детям нужно вдоволь наиграться. Фото: Из личного архива

- В первую очередь он должен быть психологически готов к школе. Ни читать, ни писать мы не учим. Наша задача - дать ребёнку наиграться, чтобы в первом классе он не куколки качал и машинки катал, а хотел учиться. Когда я только пришла в начальную школу, для меня было дико, что вместо учёбы в первом классе дети играют, и им трудно воспринимать информацию. Выяснилось, что большинство из них в школу отдали в 6,5 года. Они просто не были к ней готовы. Считаю, что ребёнка надо отдавать в первый класс, когда ему уже исполнилось 7 лет, даже если день рождения в сентябре. Пусть он побудет ещё в детстве. Это самое счастливое время нашей жизни, и длится оно всего семь лет. А мы часто пытаемся реализовать свои амбиции в ущерб способностям детей.

- А насколько важно родителям играть с детьми, ведь многие этого просто не умеют, особенно папы?

- Играйте, насколько хватает сил, - нет, значит, просто поддержите его. Смысл не в форме, а во взаимодействии. Сделайте что-то вместе с ребёнком, почитайте, вымойте посуду, прибейте гвоздь, поваляйтесь на диване, соберите конструктор. На самом деле, все мы умеем играть, и в каждом из нас есть ребёнок, просто мы так глубоко стали взрослыми, что забываем об этом.

Кстати

В Красноярском крае в сфере дошкольного образования работает 16 221 педагог, из них 13 066 - воспитатели и старшие воспитатели. 48% имеют высшее педагогическое образование, 44% - среднее профессиональное педагогическое.

Среди педагогических работников специалисты в возрасте:

  • от 30 до 39 лет - 30%,
  • от 40 до 49 лет - 27%,
  • от 50 до 59 лет - 20%,
  • моложе 30 лет - 17%,
  • старше 60 лет - 6%.

Педагогический стаж работы более 20 лет имеют 34% сотрудников, менее 5 лет - 29%.

Средняя заработная плата за первое полугодие 2017 года составила 32,5 тыс. рублей.

Смотрите также: