Только в Красноярске утихли споры из-за отмены нескольких автобусных маршрутов, как горожан ошарашили новыми изменениями - переходом на электронную оплату и повышением цены за проезд. Пассажиры в один голос заявляют, что рост цен не оправдан, так как соотношение цены и качества по-прежнему оставляет желать лучшего. Перевозчики в свою защиту жалуются на дорогое топливо. «АиФ-Красноярск» разбирался в ситуации.
Кондукторов заменят роботами
Первое нововведение смогли увидеть пассажиры автобуса № 3. В октябре этого года на данном маршруте появился терминал, позволяющий оплачивать проезд банковской картой. Считывающее устройство располагается у передней двери автобуса. При входе пассажир подносит к нему карту или телефон, и терминал автоматически списывает нужную сумму. Но как показал эксперимент, кондуктора не спешат информировать пассажиров о ноу-хау.
«Тройка постоянно забита, поэтому возможности стоять и рассматривать, где находится терминал, нет. Кондуктор молчит о новинке. Все по привычке рассчитываются либо наличными, либо транспортной картой», - жалуется красноярка Екатерина Попова.
При этом кондуктора в один голос заявляют, что новинка спросом не пользуется. Якобы ежедневно только 2-3 человека оплачивают проезд таким способом. Несмотря на это, власти уверены: система приживётся, и до 2021 года планируют полностью заменить кондукторов автоматами. Здесь возникает резонный вопрос: а что делать с людьми? Ведь тысячи человек окажутся на улице. Однако чиновники уверяют: работа найдётся каждому.
Что влияет на цены?
Если новые терминалы оплаты проезда пассажиры ещё готовы принять, то повышение цен вызывает шквал недовольства. Люди жалуются на качество перевозок, грязь в салонах, несоблюдение расписания. Но в Минтранспорте заявили: повышению быть. Правда, о какой именно сумме идёт речь, пока не известно. Решение должно быть принято в ближайшие недели.
К единому мнению не пришли и перевозчики. Акции и забастовки устраивали, даже в час пик на несколько минут полностью прекращали движение, а на сколько хотят повысить цену, так и не решили. Одни требуют поднять проезд до 25 рублей, другим и 30 мало. Причину повышения тарифа называют одну - рост цен на дизельное топливо. При этом соседним регионам удаётся удерживать ценовую политику.
«Нас часто упрекают: там-то и там-то проезд дешевле, - говорит председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев. - Но по длине маршрутов Красноярск на первом месте в России. В других миллионниках он составляет
9-15 км, а у нас 28-30 км. Значит, и расходы другие. Люди, которые перемещаются на 5 остановок, фактически оплачивают проезд тех, кто перемещается на 30 или более километров».
Нерыночная регулировка
Основная причина роста цен - подорожание топлива. Осенью текущего года цены в регионе совершили очередной скачок. Солярка по стоимости сравнялась с 98-м бензином - 50 рублей литр. И такая ситуация по всей стране. Всё это вызвало волну возмущений среди россиян. Проблема дошла до Кремля. В итоге правительство России договорилось с нефтяными компании о заморозке цен. Удерживать тарифы планируется за счёт увеличения поставок топлива на внутренний рынок по прежним ценам.
«Ситуация на топливном рынке была искусственно расшатана, так как независимые АЗС бились за снижение оптовых цен. Понятно, что денег много не бывает, каждый сегмент и участник рынка борется за свои доходы. Нам удалось сегодня договориться с нефтяными компаниями и независимыми нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) о поставке топлива на уровне +3% к 2017 году и по ценам на июнь 2018 года. Срок действия соглашения - до 31 марта 2019 года. Но при необходимости он может быть продлён», - заявил вице-премьер Дмитрий Козак.
Власти обещают, что рост цен будет равномерным, без резких колебаний. Однако как выйдет на самом деле, покажет время. Оптовики уже высказывались за новое повышение цен - сразу на 5 рублей за литр.