Водитель своей судьбы. Женщина на БелАЗе по карьеру ездит как на «Жигулях»

Наталя: «На разрезе мне всё интересно. Здесь я нашла себя. Люблю свою работу и очень ею дорожу». © / Наталья Ковтик / Из личного архива

Для того чтобы пройти к своему рабочему месту, Наталья преодолевает 13 ступенек. Приспосабливает под себя кресло, руль, ловит момент, когда с машиной, как говорится, установится связь. Ну что, поехали? Наталья Ковтик – водитель БелАЗа.

   
   

От бухгалтера до водителя такси

Наталья родилась в городе шахтёров – Черногорске (Хакасия). После школы, окончив колледж экономики, статистики и права, получила что ни на есть женскую профессию – бухгалтер производственного предприятия. Устроилась на работу в дочернюю организацию черногорского камвольно-суконного объединения, откуда ушла в декрет. А вот возвращаться оказалось некуда: предприятия банкротились, производства закрывались. Бухгалтерские знания оказались невостребованными. И тогда Наталья пошла работать диспетчером в такси. А потом стала водителем. Это сегодня женщина за рулём такси не редкость. А тогда таких отчаянных были единицы.

Фото: Из личного архива/ Наталья Ковтик

«У нас были «Жигули» шестой модели. На этой машине и стала таксовать. Но доход был нестабильным. Когда машина ломалась, был простой. День на день не приходился. Бывало, все полученные деньги на топливо уходили: сжигала бензина больше, чем зарабатывала. Рабочий день начинался в шесть утра, а заканчивался в час ночи, без выходных. Жила в автомобиле сутками, семьи не видела. Вы спрашиваете, что больше всего запомнилось? Не было ли страшно? Нет, не боялась, и особо ничего не происходило. Вспоминается, когда развозила пьяных, но про это писать в газете нельзя… Конечно, я искала работу».

Мечты сбываются

Наткнувшись в местной газете на объявление угольного предприятия Черногорска о наборе молодых женщин в экспериментальную группу водителей грузового самосвала, долго не задумывалась. «Пойду! Умею же водить «Жигули»! Грузовик… Тот же автомобиль, только больше».

Грузовым самосвалом оказался 130-тонный БелАЗ. Первое впечатление, когда она увидела машину: «Мама дорогая!» Ещё бы: высота колёс – 3 метра 20 сантиметров при росте Натальи 1 метр 66 сантиметров. Вернуться назад можно всегда. А вот попробовать…

В горном техникуме месяц обучали искусству вождения. Наталья потихоньку в теории и на практике постигала секреты общения с большой машиной. А потом началась работа. Стабильная, надёжная. У Натальи получилось. И её перевели на другой БелАЗ. Ещё больше.

«Скоро пять лет как вожу машину, грузоподъёмность которой – 220 тонн. Высота – 6,5 метра, ширина – 7 метров. Колёса – 3,6 метра. Экипаж – четыре человека: трое мужчин и я. В отличие от нас машина задействована круглосуточно».

   
   
Наталья и ее «ласточка», как она ласково называет свой БелАЗ. Фото: Из личного архива/ Наталья Ковтик

Коллеги вначале восприняли новенькую скептически. Не будем вспоминать эпитеты, которыми награждают мужчины женщин за рулём легковушек. И это небольшие авто. А тут – карьерный самосвал!

Сегодня к Наталье относятся с уважением. За ответственный подход к работе, надёжность и доброе отношение к машине, которую, несмотря на её габариты, она любовно называет ласточкой. 

Что ни говори, а у каждого водителя свой стиль вождения. Поговаривают, что Наталья на БелАЗе по карьеру ездит как … на «Жигулях»: легко и проворно, объезжая ямки и камни. Это только кажется, что большой машине всё нипочём. На самом деле все дорожные шероховатости эта махина передаёт водителю, вот и работаешь в кабине, как принцесса на горошине. Поэтому так важна взаимо­связь БелАЗа и его рулевого. А у Натальи она есть. Что и было доказано на соревнованиях, где экипажи боролись за звание лучшего. На автодроме нужно было пройти змейку, на скорости вписаться в ворота и не уронить стойки. А ещё пикой, закреплённой на бампере, проколоть установленный на подставке воздушный шарик. Это прямо-таки ювелирная работа – подъехать, примериться и точно попасть в этот крошечный по сравнению с машиной шарик. Их экипаж справился на отлично.

«Слышала, что победителям дают денежную премию. Я уже знала, на что потрачу: старый «Жигулёнок» надо было менять. Немного денег поднакопила, думаю, премию добавлю и куп­лю машину. Мужчинам из нашего экипажа дали денежный приз. А мне – ключи от «Форд Фокус»! Радости не было предела, мечты сбываются!» – снова переживает Наталья те мгновения счастья.

Найти себя

Наталья Олеговна на СУЭК трудится девятый год. В карьере знает каждую дорогу, где какой экскаватор стоит. Сколько за это время перевезла тонн угля – не скажет. Говорит, не считала, но много. Конечно, всякое бывало, в том числе и поломки. От них никуда не денешься, это производство. Да, устаёт и морально, и физически (12 часов вождения – большая нагрузка на позвоночник). Но это та усталость, что приносит удовлетворение от результата сделанной работы.

Счастлива ли она? На этот вопрос ответила, не задумываясь: «Да!» От того, что востребована, уверена в завтрашнем дне. От умения радоваться мелочам и не ныть по пустякам.

«Вот дебет с кредитом сводить – это скучно, – вспоминает она свою первую профессию. – На разрезе мне всё интересно. Здесь я нашла себя. Люблю свою работу и очень ею дорожу. Дочка выросла, получает профессию. По возможности стараюсь выехать за пределы республики, посмотреть уголки нашей страны. Признаюсь: нет мест лучше нашей Хакасии! Что ещё надо?»

Элегантная женщина, которой нет и 40 лет, в короткой меховой шубке, на прощанье помахала рукой, в которой были ключи от легковой машины, полученной в знак поощрения за её труд. Наталья точно знает: счастье осязаемо, нужно только не бояться пробовать новое. Как говорится, не ждите принца на белом коне, стройте свою судьбу сами.