Два года назад 45 старшеклассников переступили порог «Школы самоопределения» для того, чтобы приступить к занятиям в «Полюс классе». Уникальный образовательный проект основан на взаимодействии школы, вуза и предприятия. Ребята, решившие связать свою жизнь с инженерной профессией, получили возможность пройти углубленную программу для дальнейшего обучения по горным специальностям. На днях в «Полюс классе» состоялся первый выпуск!
Необычный выпускной
Прощальный вечер в классе будущих инженеров внешне выглядит как стандартное мероприятие – песни, танцы, слова благодарности, диплом и заработанные сертификаты – казалось бы, всё как у всех. И всё-таки через несколько минут начинаешь замечать отличия. Недаром главным развлечением прощального вечера стало не застолье с банальной дискотекой, а викторина, в которой приняли участие абсолютно все присутствующие. Смешанные команды педагогов, родителей и школьников на полном серьёзе состязались в знаниях по химии и физике. И, кстати, победу разделили сборные детей и преподавателей, набрав равное количество очков. Ученики доказали, что достойны своих педагогов. И это, наверное, второе главное отличие детей «Полюс класса». Здесь никого не надо мотивировать к учебе. В «Полюс классе» все знают, зачем нужны знания.
Бесплатный, социальный
«Два года назад, когда мы задумывали этот проект, мы хотели создать ресурс, бесплатный, социальный для детей и родителей для того,чтобы предоставить им качественную образовательную услугу, - вспоминает директор «Школы Самоопределения» Елена Сигида. - Каждый человек сегодня знает, как сложно подготовиться к поступлению, найти качественных репетиторов, которые могут гарантировать результат. Тем более, что это достаточно затратный процесс, особенно если мы говорим про математику и физику, то есть основополагающие программы. Ведь сейчас многие вузы подняли планку и вместо базового курса требуют профильный, и это достаточно большая проблема для родителей и детей. Поэтому и был задуман городской образовательный проект «Полюс класс». Мы понимали, что, с одной стороны, мы как учреждение дополнительного образования должны заниматься профориентацией, это наш ключевой вектор. Поэтому мы хотели реализовать проект, который будет значим и востребован среди школьников Красноярска».
Найти решение помогла старая дружба. Школа давно сотрудничает с Институтом цветных металлов и золота. И поэтому логично возникла цепочка от промышленного предприятия, которому нужны квалифицированные и мотивированные сотрудники. Институт цветных металлов обозначил принципиальные позиции, которые важны для них при наборе абитуриентов, а школа уже организовала городской конкурсный отбор. Первым требованием к кандидатам был средний балл в аттестате не ниже 4,5. Дальше шла трехступенчатая система отбора – три месяца дети проходили профориентационные тесты, затем было обязательное собеседование с конкурсной комиссией, и по итогам этих мероприятий были отобраны 45 учеников из 17 школ Красноярска. Дети приезжали на занятия 1 раз в неделю на 6 академических часов. Это серьезная нагрузка, но школы пошли навстречу талантливым подросткам. Они ввели в расписание «университетские дни» - это время,которое школьник может тратить на самообразование в вузах, библиотеках, либо дома.
Сберегая мотивацию
Сразу скажем, что до финала дошла только половина – 25 человек. Зато эти ребята уже точно представляют себе труд инженера и сделали для себя однозначный выбор – в лирики они ни ногой.
«Благодаря «классу» я определил свой жизненный путь, - рассказывает Александр из 45-й школы. – Мне помог мой преподаватель. Я не единственный такой. Здесь почти все уже знают, куда будут поступать».
«Есть много специальностей, которые вызвали у меня интерес, - делится другой Александр из 8 школы. – Я для себя решил, что в гуманитарных специальностях буду чужим, так что выбираю инженерную дорогу. И может быть, если все удастся, даже в «Полюсе».
К слову сказать, к окончанию «Школы самоопределения» средний балл у «Полюс класса» подтянулся до 4,8-4,9!
«Из стен нашей школы вышли очень грамотные и серьезные абитуриенты, вооруженные последними научными инструментами, - продолжает Елена Анатольевна. - Педагоги цветмета показали им нестандартные способы решения задач, новые алгоритмы и технологии. И сейчас для нас наступает кульминационный момент, когда мы должны узнать, сколько детей из «Полюс класса» пойдут в институт цветных металлов. Сегодня на выпускном вечере представители «Полюса» заявили, что наши абитуриенты имеют все шансы стать именно теми студентами, которые будут получать именные стипендии от компании, а по итогам обучения и при наличии высоких показателей станут ее сотрудниками. Таким образом, мы замкнем эту цепочку и позволим Красноярску полноценно выстроить модель целевого набора, которую позже можно будет тиражировать в другие отрасли».
«Если говорить о том, почему «Полюс» занимается вопросами самоопределения, начиная практически со школьной скамьи, это, безусловно, связано с тем, что горное дело – профессия серьезная. Золотодобыча сегодня развивается огромными шагами, внедряются новые технологии, идет прогресс. И видя, как развиваются технологии, мы понимаем, что эти технологии понятны в первую очередь современной молодежи. Сегодня каждой отрасли необходимо бороться за будущие кадры, готовя их со школы, дальше сопровождая на протяжении среднего и высшего профессионального образования и до трудоустройства. Это надежный вклад в будущее для предприятия», – рассказывает директор по работе с государственными органами «Полюс Красноярск» Олег Гербер.
Создав уникальный «Полюс класс», школа и золотодобывающая компания, фактически, выполнили запрос Министерства образования РФ, все нормативные документы которого сегодня «кричат» о необходимости популяризировать технические специальности, поскольку промышленные предприятия задыхаются без инженерных кадров. И поскольку «школа» всё-таки является учреждением дополнительного образования, то компания «Полюс» помогает ей в приобретении лабораторного оборудования для химических исследований. Вот для того, чтобы дети занимались не только классно-урочной деятельностью, но и проектно-исследовательской им и нужны такие лаборатории. И сейчас, распахнув перед детьми двери в большую жизнь, главное пожелание у педагогов - не растратить мотивацию к учёбе!