ПОРА подумать о промбезопасности Арктики

Государство должно обеспечить баланс отраслей арктической экономики. К такому выводу пришли участники дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики (ПОРА).

   
   

В Арктической зоне есть риск того, что более прибыльный бизнес (например, нефтедобыча) «задушит» менее прибыльный (например, рыболовство). Государство должно обеспечить баланс хозяйствующих субъектов в регионе для его устойчивого развития. Аквакультура, добыча полезных ископаемых и другие отрасли экономики в рамках региона должны быть взаимосвязаны, говорили эксперты.

Фото: geophoto.ru

Сергей Никоноров, эксперт ПОРА по устойчивому развитию, профессор экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова:

— Любая ответственная компания должна устанавливать цели устойчивого развития, согласованные со стратегией развития региона. Укрупнение «голубых фишек» хорошо с точки зрения регулирования, но это помеха для улучшения социальных и экономических показателей. Необходимо бороться с неразвитостью малого и среднего бизнеса. 

Ликвидация устаревающих производств очень затратна, особенно для таких стационарных предприятий, как ГОКи, сообщил старший менеджер управления экологии компании «Норникель» Константин Машкович. Он рассказал о том, что закрытие никелевого завода на Таймыре в 2016 году обошлось в 14 млрд руб., считая только первоочередные затраты. На данный момент идут тендеры на рекультивацию территории предприятия, и по самым скромным подсчетам на нее понадобится около 20 млрд руб. и 10 лет. Но еще более важными проблемами при закрытии таких предприятий являются сохранение технологической цепочки и обеспечение занятости населения. Ведь такие предприятия в Арктике часто являются градообразующими, обратил внимание слушателей Машкович.

Александр Воротников, координатор Экспертного совета ПОРА, доцент РАНХиГС:

— Промбезопасность — важная составляющая национальной безопасности, особенно если это касается Арктики с учетом ее геостратегического значения. Роль государства очень велика, если не сказать решающая, поскольку это полномочия федерального центра. Поэтому многие проекты в этой сфере можно реализовывать в виде ГЧП, используя такой финансовый инструмент, как облигации. При этом государство должно разделять с инвесторами затраты на инфраструктуру, как это делается в Норвегии и Канаде.