Послание предков. Что хотели сказать древние художники Сулекской писаницы

На скальной гряде сотни рисунков разного времени. © / Ольга Лобзина / АиФ

Само название этого сакрального места в Хакасии произошло от аала Сулеков, который был в километре от скального храма до конца XIX – начала XX века. Сегодня и следов от того поселения не осталось, но наименование закрепилось за музеем.

   
   

Музей «Сулекская писаница» образовался всего десять лет назад. Фактически отпочковался от районного Орджоникидзевского музея, приобретя официальный юридический статус. Первый юбилей стал поводом посетить музей под открытым небом.

Под охрану от варваров

От районного центра Копьёво до Сулекской писаницы 18 км. А от трассы до скальной гряды, испещрённой сотнями рисунков разного времени, мет­ров двести.

Многие, прослышав о месте, облюбованном древними художниками, делали стоянку и шли смотреть на творения предков. А некоторые ещё и добавляли свои «автографы» прямо по столетним петроглифам.

Как не допускать подобное варварство? Владимир Янгулов, в прошлом начальник отдела культуры Орджоникидзевского района, видел выход в создании отдельной организации, имеющей в своём штате и охрану, и экскурсовода. Владимир Николаевич стал основателем и директором музея «Сулекская писаница». Теперь этот исторический памятник под круглосуточной охраной.

А Янгулов не успокаивается. Теперь мечтает создать центр реставрации. Хотя дело это трудоёмкое и требует больших финансовых вложений.

В 1960-х годах Сулекская писаница получила статус культурного объекта. Фото: АиФ/ Равиль Дзязько

Писаная гора

Экскурсионные группы заворачивают в музей. Вереница людей поднимается к скалам из девонского песчаника. Экскурсовод Татьяна Козырева умеет заворожить.

   
   

«Остановитесь, оглянитесь, посмотрите на долину, распростёртую перед вами, – поля, полоски леса, реки Печище и Июс и горы. Ты словно птица, воспарившая над землёй. Не удивительно, что много веков назад здесь жили люди, о чём свидетельствуют многочисленные курганы».

К слову, живописным горам порядка 360 млн лет. Вполне возможно, это место считалось храмом, а рисунки – «иконами». Отдельным изображениям: людей, животных – более 3,5 тыс. лет. Сделаны они в грубой технике выбивки.

О чём просили древние? О продолжении рода, защите от врагов, хорошей охоте. Есть предположение, что животное в камне выбивал помощник жреца, чтобы в таком образе шаман путешествовал в верхнем мире.

Но не только отдельные рисунки можно рассматривать на скале. Татьяна обратила внимание на батальные сцены и даже целый ритуал в петроглифах. Вот после просьбы о рождении детей на скале появился рисунок рожающей женщины, а потом и полная семья – мама, папа и малыш...

Только на одной скале несколько сотен рисунков. А тут целая гряда, рисунки есть даже в труднодоступных местах. К сожалению, часть изображений утеряна: где-то осыпался камень, что-то безнадёжно испорчено вандалами.

А вот рисунки раннего Средневековья. Они датируются примерно VI–IX вв. нашей эры.

«Здесь уже техника другая, изображения сделаны расчерченными линиями, – продолжает Татьяна Козырева. – Встречаются уникальные рисунки, к примеру, божества, схожего с описанием древней богини Умай – в мифологии тюрков Центральной Азии она олицетворяет женское начало, покровительствует женщинам и детям. А вот рунические письмена, рунические символы. Вверху можно различить надпись, расшифрованную как «Вечная скала» (или «Вечная гора»), что совпадает с народным её названием Пiчiктiг-тағ (Писаная гора)».

Экскурсовод обращает внимание на то, как детально прорисованы наскальные картины. Из китайских летописей известно, что караваны верблюдов с грузом шли по этой территории. И такой караван запечатлён на скале. Вообще, рисунков верблюдов здесь множество. Вот редкий «кадр» – дерущиеся верблюды. Есть лисы, грациозные олени, птицы. И снежные барсы, которые стали символом современной Хакасии.

«Уникальность Сулекской писаницы ещё и в том, что древним художникам удалось передать движение. Вот рисунок лучника, который, упав на колено, натягивает тетиву, а это воин скачет на коне», – поясняет Татьяна.

Рисунки еле заметны. Фото: АиФ/ Ольга Лобзина

Откуда взялся пеликан?

Рассматривать рисунки на скальной галерее можно часами. Возвращаться и находить новые штрихи. Татьяна Козырева замечает, что иногда древние художники словно играют с нами: петроглифы могут скрыться, а потом по­явиться вновь. Это зависит и от освещения, и от угла зрения: глядишь, и «выплывут» какие-то незамеченные ранее рисунки. Бывает, одно изображение нанесено поверх другого.

«Понятно, что смысл картин древних мы можем только предполагать, – говорит Татьяна. – Чтобы точно знать, что вкладывали в рисунки далёкие предки, надо жить в том времени, с тем же мировоззрением, даже питаться, как они... Но есть и изображения, уже более близкие нам по времени. На скалах встречаются тамги – родовые знаки, которые наносились местным народом вплоть до конца XIX века».

Есть один пласт исследований: когда, кто и почему оставил на писанице свои вандальные следы. Пик этой деятельности приходится на 1936–1939 и 1941–1942 гг.

«Нам стало интересно, почему такой всплеск активности пришёлся именно на эти годы, – говорит Татьяна Козырева. – Мы нашли одного из авторов, который выбил свои имя и фамилию – Пётр Чернышов. Ему сегодня 87 лет. Он рассказал, что восьми или десяти лет от роду прибегал с мальчишками на эти горы бить змей, которые кусали скот. Увидели на скале рисунки, и захотелось что-то нарисовать самим. Да и время было такое: родители того же Пети Чернышова были детьми революции, Гражданской войны, для которых это место точно не представляло ценности».

Период забвения длился вплоть до 1960-х, когда Сулекская писаница получила статус культурного объекта. Но ориентировочно в 2008 году кто-то выбил рисунок пеликана. Татьяна Козырева отмечает: изображение появилось на скале на чистом месте. Кстати, у китайской делегации этот пеликан вызвал особый восторг.

Сегодняшние шаманы уверяют: здесь сильная и благодатная энергетика, которая с годами, точнее веками, не меняется. Впрочем, это каждый может почувствовать, прислушавшись к себе. К этим ощущениям следует добавить и знания о древних людях, а также об их искусстве.