Последняя вахта. Жертвами авиакатастрофы под Игаркой стали 12 человек

Эвакуация пострадавших в авиакатастрофе. © / пресс-служба ГУ МЧС по Красноярскому краю

В историю малой авиации Красноярского края вписан ещё один чёрный день: 26 ноября возле Игарки упал вертолёт Ми-8. Десять человек погибли сразу, ещё один скончался спустя несколько дней в больнице.

   
   

Машина была исправна, экипаж - полностью подготовленным. Тем не менее вертолёт рухнул на землю практически сразу же после взлёта. Что же стало причиной трагедии? Этот вопрос сейчас больше всего волнует жителей отдалённых районов края, которым без услуг малой авиации не обойтись никак.

Дамоклов двигатель

Всё случилось утром в прошлый четверг в Туруханском районе. Из игарского аэропорта борт вылетел около 11 часов утра. Спустя несколько минут его сотрудники увидели, как Ми-8 начал резко снижаться и упал в нескольких километрах от взлётной полосы на берегу Енисея. Они оперативно выехали к месту падения на снегоходах, оповестив спасательные службы. Вертолёт вёз вахтовиков на нефтеперекачивающую станцию. Примерно в 140 км от Игарки располагается Ванкорское нефтегазовое месторождение, и все пассажирские и грузовые перевозки для нужд нефтяников по воздуху осуществляются через местный аэропорт.

На борту находились 25 человек. Десять, включая трёх членов экипажа, при падении погибли. Остальные оперативно были доставлены сначала в городскую, а затем санитарной авиацией в краевую клиническую больницу. Состояние всех пострадавших оценивается как среднее, тяжёлое и крайне тяжёлое.

На кадрах с места ЧП видно, что Ми-8 расплющило о землю. При таких падениях многотонный двигатель от удара проваливается внутрь салона. Лётчики рассказывают также, что сошедшая с ума гидравлика управления при этом может буквально намотать пилота на штурвал. Не случайно очевидцы говорят, что одного из членов погибшего экипажа из кабины выбросило через лобовое стекло. За жизнь людей, выживших при падении, врачам ещё предстоит бороться.

- К сожалению, двое пациентов скончались, в больнице остаются 14 человек. Из них восемь в реанимации, шестеро - в профильных отделениях: нейрохирургическом, травматологии и сочетанной травмы. Прогнозы делать сложно: трое в состоянии крайней тяжести, все восемь - на искусственной вентиляции лёгких. Делается всё возможное, - сказал Егор КОРЧАГИН, главврач краевой больницы.

Ошибка или отказ техники?

Как пояснили «АиФ на Енисее» в пресс-службе «Ванкорнефти», на борту разбившегося Ми-8 от них летели 22 человека - вахтовики и представитель медицинского учреждения. Причём не только красноярцы: на борту были также жители Башкирии, Хакасии, Алтайского края, Рязанской, Самарской и Томской областей. По предварительным данным, перед вылетом Ми-8 прошёл положенную техническую проверку. Никаких нареканий к его состоянию высказано не было. Вертолёт принадлежит авиа­компании «Турухан».

   
   

И это вовсе не скороспелая фирма: на севере края она работает уже не первый десяток лет и является правопреемником «Туруханского авиапредприятия». Сейчас следственные органы работают в офисе компании, изучая полётную документацию. По факту катастрофы возбуждено уголовное дело. Перечень предполагаемых причин стандартный для таких случаев: отказ техники, ошибка пилотов, погодные условия, некачественное топливо.

По имеющейся на данный момент информации, вертолёт прошёл предполётную подготовку и технически был исправен. Количество пассажиров соответствовало норме и о перегрузе тоже говорить не приходится. На авиафорумах специалисты говорят об опытности погибшего экипажа.

Погибший командир прошёл Афганистан и Чечню, а пилотирование в боевых условиях - это год за два, а то и больше. Те, кто видел падение, говорят, что Ми-8 начинал разворачиваться. Возможно, на борту возник­ла непредвиденная ситуация, и экипаж решил вернуться в аэро­порт, но не успел…

Коллеги-вертолётчики на тех же форумах говорят о возможном самовыключении двигателей. Чёрные ящики Ми-8 найдены, и сейчас их данные расшифровываются.

Мнение эксперта

Владимир ДЕМЧЕНКО, священник, бывший бортмеханик Ми-8 и Ан-26:

«Я в Игарке с 1979 до 1997 года летал на Ми-8 и Ан-26 в должности старшего бортмеханика лётного отряда. Отлетал восемь тысяч часов на Ми-8. За это время бывали только мелкие отказы. Если бы отказали двигатели, вертолёт мог бы сесть в режиме авторотации, ударились бы, но не так сильно. Если происходит отказ основной гидросистемы, включается дублирующая. Не было такого на моей практике, чтобы заклинило управление или редуктор на Ми-8. Регулярно проводится техобслуживание вертолётов, технику гоняют на плановый ремонт в Новосибирск, Иркутск. Перед взлётом обязательно совершается контрольное «висение»; при стоянке - визуальный осмотр, проверка всех систем, только затем производится взлёт. Ми-8 - очень надёжная техника, эксплуатируется по всей России и за рубежом. Считается одним из лучших вертолётов в мире».
ФАКТЫ
С 2000 года с участием ми-8 в красноярском крае произошло 6 авиакатастроф. за 15 лет в них погибли 20 человек, ещё 43 пострадали.

Свидетельства очевидца

Николай Аносов:

«Я был недалеко от места крушения вертолёта. Услышал странный звук и в бинокль разглядел обломки машины. Прибежав домой, начал звонить во все экстренные службы города, но бесполезно. Попросил жену дозваниваться, а сам вернулся на место катастрофы. Картина была страшная: кровь, тела мёртвых и раненых и части вертолёта вперемешку. Начал вытаскивать переломанных людей через небольшое отверстие, они страшно кричали от боли, я орал вместе с ними.

В скором времени прибыли на снегоходах жители острова, потом первые спасатели аэропорта Игарка: девчонки целый километр тащили на себе по глубокому снегу, наледи огромные, запечатанные коричневые чемоданы и одни носилки… Прилетевший вертолёт высадил группу людей и улетел. У спасателей аэропорта не было даже простой отвёртки. Поэтому второго пилота освободили только к вечеру второго дня. Вспоминая, как на снегу лежал командир экипажа Саша Монахов, в белой рубашке, на кристальном снегу без единой капли крови, прихожу к выводу: ему хватило сил выбраться, но он просто замёрз, ожидая помощи. Кто ответит за это? Почему молчал единый номер спасения 112? Почему руководители среднего звена вместо реальной помощи смотрели, звонили по телефону и фотографировали?

Спасибо простым ребятам, которые спасали людей: братья Доронины, Ваня Усольцев, Дима Рабков, Миша Турков, Серёга Андросов, Саша Алексеев, Валера Демюникас, Вася Толстых, Андрей Казанцев, парни с ротексной подушки (АВП), девчата из аэропорта Игарка и многие другие игарчане, имён которых, к сожалению, не помню».

Смотрите также: