Раритет со свалки. Как умельцы восстанавливают редкие автомобили

Немецкий военный грузовик бросили при отступлении в 1942 году. © / Ксения Орлик / АиФ

Разноцветные «Москвичи», «Запорожцы», советские милицейские машины и кареты скорой помощи из фильмов про Шурика и даже немецкий военный грузовик времён Великой Отечественной войны, пролежавший под Москвой более 70 лет - эти и другие машины красноярские мастера восстанавливают своими руками.

На реставрацию каждой уходит от одного года до нескольких лет. Но это не останавливает энтузиастов. Ведь каждая четырёхколёсная находка – это история.    
   

Корреспондент «АиФ-Красноярск» встретился с организатором клуба «Авто-ретро» Ильёй Лопиным и выяснила, как обычный гараж превратился в мастерскую по восстановлению редких автомобилей, а также истории их появления в крае.

Раритет на свалке

«Это сейчас мы общественная организация и имеем официальное название - «Центр сохранения ретротранспорта», - начинает свой рассказ Илья. - Раньше был просто клуб единомышленников. У каждого из ребят в гараже пылилась какая-нибудь старая машина, и мы пробовали своими силами её оживить. Но собирались только вечерами, впрочем, как и сейчас. Ведь у нас есть основная работа. Я, к примеру, по профессии радиоинженер. Даже врач есть в клубе.

На реставрацию автомобиля порой уходит не один год. Фото: АиФ/ Ксения Орлик

В 2014 году нам повезло: министерство транспорта после долгих стараний учредителя центра Александра Кнапнугеля выделило большой бокс. Как сейчас помню: пустое помещение, щебнистый пол, продуваемые окна, ни мастерских, ни бытовых принадлежностей.

Но постепенно сделали ремонт, обустроились. Сработал принцип сарафанного радио. Мы много общаемся с такими же энтузиастами из других городов, районов края. Иногда нужная деталь находится за тысячи километров, и нам её отправляют посылкой. Бывает, легендарные машины ржавеют на свалках, в лесах, пунктах приёма металлолома».

70 лет пролежал под Москвой

В экспозиции ретроклуба более 30 машин. Кроме этого, десятки других живут в гаражах у частных лиц. Антиквариат стоит не только в боксах, но и под открытым небом. Просто места не хватает. Это, кстати, очень плохо сказывается на технике. Машины, которые были сделаны даже два-три года назад, уже сейчас начинают снова ржаветь. Круглый год - и под снегом, и под дождём.

«Самые ценные автомобили - наиболее старые. Многие пока ещё не отреставрированы, но они уникальны из-за своей истории», - продолжает мастер.

   
   

ПАЗ 3201 до и после восстановления.
Фото: АиФ; Ксения Орлик

У самого входа стоит пока ещё неприметный ГАЗ-М1, точнее, то, что от него осталось. Машину привезли из Иркутска, она сохранилась с 30-х годов. Эта модель стала первым советским легковым авто, производившимся массово. Сегодня «Эмка», как её ласково называют в народе, кажется громоздким чудовищем, хотя в своё время считалась очень комфортной.

Конструировали её наши инженеры, они же и отправили в большое производство. Кстати, в отличие от современного транспорта, ГАЗ-М1 в своё время выдерживал любые особенности наших дорог.

«Скоропомощный рафик». Фото: АиФ/ Фото: Ксения Орлик

Ещё одна гордость коллекции, которая пока ожидает реставрации, - автобус ЗИЛ-158 60-х годов. Он ездил по нашим дорогам до 2011 года. Это вообще последний в России работавший автобус этой модели. Раньше он возил в Шушенском работников на птицефабрику в качестве дежурного авто.

«Реставрация будет очень дорогостоящей и сложной. Но когда автобус будет готов, он станет изюминкой коллекции. Самое интересное, что, несмотря на свой вид, он ещё на ходу», - рассказывает Илья.

Ретро-автомобили пользуются у красноярцев большой популярностью. Фото: АиФ/ Ксения Орлик

Кстати, именно этот автобус с нетерпением ждали мокнущие под дождём герои легендарной гайдаевской «Операции «Ы». 

Завершая экскурсию по самым ценным экспонатам, невозможно было обойти стороной немецкий военный грузовик периода Второй мировой войны - «Хеншель 33». В 2012 году под Москвой нашли раму от этого автомобиля. Её состояние было просто ужасным. Деталь использовалась в качестве моста через речку последние 70 лет! Сама машина была брошена немецкой армией при отступлении в 1942 году и разобрана местными жителями.

КАЗ-4540 «Колхида» до и после.
Фото: АиФ; Ксения Орлик

Части от кабины и рамы нашли в радиусе 50 метров от «моста». Для транспортировки её в Красноярск пришлось отпилить почти 2 метра задней части, а потом заново сваривать. На куске ржавчины до сих пор сохранилась немецкая свастика. Сейчас в клубе грузовик продолжают собирать по частям. Причём у ребят в планах не просто восстановить машину, но и поставить её на агрегаты!

«Рафик» скорой помощи

 «И всё-таки большую часть коллекции занимают автобусы. Легковые автомобили автолюбители могут чинить в своих гаражах, а так как в нашем боксе места много, то и технику подбираем крупногабаритную. Мы часто вывозим наших любимцев на выставки.

А вот на таких «рафиках» в советское время ездили стражи порядка. Фото: АиФ/ Ксения Орлик

Наибольшей популярностью у людей пользуются ретропатруль красноярской милиции и «скоропомощный» «рафик». В свои годы рижские микроавтобусы полюбились за мягкую подвеску и лёгкость маневрирования в тесных дворах. Особое место занимают и автомобили соцстран: ереванский «ЕрАЗ», таджикский «ЧАЗ-3205» и даже реинкарнированный польский «ЖУК», который назвали в честь колорадского жука. Сделан он был на базе автомобиля «Варшава» - лицензионной копии советской «Победы». Ещё в крае в одном посёлке до сих пор работает пожарная машина 63-го года. Поэтому пока не получается забрать её в коллекцию. Наша главная задача - собрать по хронологии автобусы, на которых людей возили в городе. К слову, и троллейбусы, которые ездят по нашим дорогам, - давно потенциальные модели клуба. Ещё немного - и они станут историей».