«Осторожно, бордюр!» Школьник изобрел электронный поводырь для слепых

На разработку и сборку устройства у юного изобретателя ушло больше года. © / Фото: Светлана Хустик / АиФ

17 января во всем мире отмечается День детских изобретений. Юные исследователи из разных уголков земли создали много новинок, которыми мы с успехом пользуемся. Например, батут, пластилин, фруктовый лед, меховые наушники и т.д. Красноярские подростки не отстают от своих сверстников. 

   
   

Восьмиклассник Данила Люминарский учится в специализированном инженерно-технологическом классе школы № 22. С девяти лет занимается изобретениями. О том, как создавался электронный поводырь, школьник рассказывает корреспонденту «АиФ-Красноярск»:

Живые собаки – дорогое удовольствие

«Я живу в городе, гуляю по улицам и вижу слепых людей, которым сложно передвигаться в пространстве. Они спрашивают дорогу у прохожих, часто дезориентируются на местности. Государство для таких людей мало что делает. Светофоры звуковые предусмотрены, больше ничего. И я начал думать, как можно упростить им жизнь. Оказалось, что живые собаки-поводыри большая редкость. Использовать живую собаку поводыря начали еще после первой мировой войны. Большие ничего нового в этой области придумано не было. Чтобы воспитать одну собаку нужно около 8 месяцев и примерно 250 000 рублей. Занимаются дрессировкой только в двух центрах в России.

Разработанное Данилом устройство может заменить собаку-поводыря.Фото: АиФ/ Светлана Хустик

И я подумал, а почему бы не вмонтировать в трость все те функции, которыми обладает живой пес, который ведет слепого человека по улице.  Взял обычную лыжную палку и встроил в нее пульт управления, навигатор и парктроник, затем разработал программу, в которой объединены GPS, карты местности, модули голосового ввода данных и коррекции маршрута человека, которая устанавливается на телефон. Электронный поводырь работает так: при включении GPS автоматически определяет место нахождения, затем человек называет адрес, куда ему нужно добраться, система обрабатывает звуковой сигнал и самостоятельно прокладывает маршрут. Устройство не просто озвучивает направление, говоря пользователю «идите прямо», «поверните налево», но и предупреждает о возможных препятствиях, например, о бордюрах или лестницах.

Аппарат издает вибрацию, которая нарастает по мере приближения к опасному месту. Трость можно запрограммировать под пользователя и сохранить необходимые маршруты. В принципе, это электронный аналог собаки-поводыря, которая надрессирована сопровождать слепого человека.

Поступит ли трость-проводник в продажу пока неизвестно. Фото: АиФ/Светлана Хустик

Повезло с родителями

Ориентировочная стоимость моего устройства на сегодняшний день 10 000 рублей. В будущем я планирую удешевить его до 5-6 тысяч рублей, чтобы он был доступен каждому желающему. Сделаю его полегче, пока сам блок и датчики смотрятся довольно громоздко.

Саму трость планирую сделать телескопической, с возможностью настройки под разный размер, рост-то у людей разный. Когда я попробовал испытать прибор на мужчине, который 10 лет не видит, оказалось, что его действительно нужно доработать. Размер трости должен меняться.

Мне повезло с родителями. У меня мама работает в Институте молодых ученых, занимается изучением деревьев. Она помогала мне делать описание и презентации моих первых проектов. Мы с ней макеты рисовали, к презентациям готовились. Папа помогает тем, что спонсирует мои поездки на конференции. Он, как и мама, физик, они вместе закончили институт физики.

   
   

Я уже решил, что после школы хочу поступить в Аэрокосмический институт на инженера. Планирую довести до конца проект с электронным поводырем, запатентовать и выпустить его в продажу. Заказы на него уже есть».

Мнение
«Ценность идеи Данила гораздо выше, чем самого устройства. Без идеи устройства просто бы не было, - говорит Семен ДУБОДЕЛОВ, учитель информатики школы №22, Красноярск. - На занятиях по робототехники собрать такое устройство для человека, который полгода занимается, не составит особого труда. Технически это не сложно. Но я три года занимаюсь с детьми робототехникой, а такой проект ни в чьих головах не родился. У взрослых есть такое понятие, как инерция мышления, мы привыкли мыслить по инерции в определенную сторону, в определенной области. А у детей еще только формируется их мышление, мнение, мировоззрение. У них эта инерция не настолько развита, они могут быстро переключаться и предлагать какие-то фантастические идеи, на которые взрослый бы сказал: «Нееет, это не реально». А потом раз и через несколько лет оказалось, что это уже где-то применяется. Такие случаи в нашей школе были. Ребята разрабатывали проекты, которые на тот момент технически воплотить в жизнь было нереально. А через какое-то время мы узнавали, что их уже где-то использовали. Например, несколько лет назад у нас был проект незамерзающих зимой фонтанов, на тот момент реализовать его мы не смогли. А позже услышал, что такое сделали в Канаде».