Супруги Цукановы из Красноярска награждены медалями ордена «Родительская слава». Они воспитывают пятерых сыновей, один из которых приёмный. Глава семьи Николай Цуканов работает заместителем начальника Сибирского юридического института МВД России. С ним мы поговорили о том, сложно ли быть многодетным отцом, какова роль мужчины в воспитании мальчиков и как говорить с детьми на сложные темы.
О семье
Корреспондент krsk.aif.ru Вера Ракова: Николай Николаевич, у вас пятеро сыновей. Вы когда-нибудь думали, что у вас будет такая большая семья?
Николай Цуканов: Нет, мы об этом не думали, радовались тому, что есть. Когда у нас уже было двое сыновей (Даниил и Тихон), в семье появился Дима. Мы взяли его из детского дома, в свои пять лет он сильно отставал в развитии, практически не разговаривал, имел ряд заболеваний. Но нам помогли. В плане развития речи очень помог логопедический детский сад.
В итоге Дима не только успел догнать своих сверстников, но и лучше всех читал в первом классе. Далее учился в обычной школе, а сейчас заканчивает обучение в техникуме сварочных технологий и энергетики. А в 2016 году появились двойняшки Кирилл и Семён, которые в будущем году пойдут в первый класс. Сегодня Даниил учится в Омске на юриста - пошел по моим стопам, а Тихон заканчивает школу.
Показать правильный путь
– Поделитесь опытом, как правильно воспитывать мальчиков?
– Это очень сложный вопрос! Я уверен, что здесь нет единого перечня универсальных правил. Каждого нужно любить, о каждом нужно заботиться, но при этом к каждому нужно относиться индивидуально. К тому же с годами должен расти и родитель. Сегодня мне неловко за те ошибки, которые я допускал, общаясь со старшими детьми. Удастся ли быть более мудрым с младшими, станет понятно немного позже.
Считаю, что баловать детей, а тем более мальчишек, вредно: им тяжело будет жить. Но и чрезмерная строгость вредна и даже опасна.
Материнская любовь жизненно необходима каждому ребёнку. Это любовь безусловная: каким бы ребёнок ни был, что бы ни натворил, мама всё равно его любит, и ребёнок должен это знать. Любовь отца всё же немного другая, её нужно заслужить. Это является важным стимулом развития мальчиков.
Уверен, что мужчина всегда должен к чему-то стремиться, иначе запускаются саморазрушающие процессы. И в идеале семья должна привить понимание этого правила, сформировать у ребёнка привычку трудиться, расти, развиваться. Иначе никакие материальные вложения ему не помогут – они быстро утрачиваются, если нет стремления к развитию, дисциплины и терпения. В этом плане отец как никто другой должен быть достойным примером для мальчиков.
Важно, чтобы ребёнок слушался, это позволит ему многое понять, многому научиться, поможет избежать многих ошибок, но в какой-то момент родитель должен стать не столько наставником, сколько другом. Без этого подростку трудно научиться принимать собственные ответственные решения.
– Вы в браке 23 года. Как познакомились с супругой?
– С моей женой Мариной мы познакомились ещё в школе. Я учился в 11-м классе, она в 10-м, с тех пор вместе. Быть матерью пятерых мальчишек обязывает держать себя в тонусе. К сожалению, моя занятость создавала сложности в семье, многое ложилось на плечи жены. Она, слава богу, справляется.
Марина – профессиональный садовод, она очень любит свою работу, консультирует других, много читает и учится в этой сфере. На территории нашего загородного дома, на внутридомовой территории она что-то постоянно пересаживает, удобряет, поливает. Во многом благодаря её участию наш двор (Петрушина, д. 1) в текущем году признан лучшим в Советском районе Красноярска, благоустроенным при помощи жителей дома. А в прошлом году Марина провела большую работу по озеленению территории нашего института. Также жена участвовала в озеленении территории детского сада и памятника павшим в Великой Отечественной Войне в п. Арей.
Стакан наполняется
– Вы один из разработчиков Федерального закона «О полиции», у вас большой опыт научной и преподавательской деятельности. Насколько необходимо знакомить школьников с опасностями влияния наркотиков? Ведь многие об этом даже не задумываются, а разговоры в школе могут вызвать нездоровый интерес.
– Просто сказать, что наркотик – это плохо, и думать, что ребёнок поверит, – это в корне неверно. Современная наркоэкспансия напрямую связана с агрессивно транслируемой идеологией потребления, когда ребёнку с самого начала постоянно говорят: бери от жизни всё, живём только один раз. Возникает ощущение и даже уверенность, что цель нашей жизни – это постоянный приток приятных ощущений.
А когда такая идея в голове, говори – не говори, но желание попробовать психоактивные вещества рано или поздно появится. Нужно объяснить, что удовольствие – это не сама жизнь, а лишь важный, но небольшой её элемент, который ещё нужно заслужить. И только после этого можно рассказывать о том, что среди прочих соблазнов есть ещё и наркотики, которые крайне опасны тем, что, создавая временную иллюзию счастья, лишают человека свободы, а затем и жизни.
На тему наркотиков надо говорить осторожно, как о сложном, многоярусном зле, с которым нужно бороться в течение всей своей жизни. И, конечно, неправильно думать, что если меньше об этом говорить, ты и твой ребёнок в безопасности.
– А государство сегодня способствует укреплению авторитета семьи?
– По моим воспоминаниям, в советские годы, как ни странно, немодно было быть многодетными. Сегодня же трое детей – это совершенно нормально. Среди моих знакомых таких семей достаточно много. И это не могло произойти без влияния государства. Речь идёт совсем не только о финансовой поддержке. Ценность семьи отражается в Конституции России, защита обеспечивается законодательством, на государственном уровне оказывается эффективное противодействие агрессивно навязываемому Западной Европой пониманию теории гендерного равенства. И это чрезвычайно важно!
Россия – не Китай и не Япония. У нас нет проблемы перенаселения. Наоборот, страна уже через несколько десятилетий может столкнуться с невозможностью физического контроля части своей территории. Очень хорошо, что государство обращает внимание на проблему демографии, хорошо, что многодетность перестаёт восприниматься как нечто странное.
Сегодня государством делается далеко не всё, что может быть сделано. Чтобы это понять, достаточно попробовать найти современное детское кино или заглянуть в магазин детских игрушек. Но то, что делается, на мой взгляд, позволяет сказать, что «стакан, скорее, наполняется, чем опустошается».