Рулят безбашенные. Чтобы передвигаться на велосипеде, нужны железные нервы

На городских дорогах велолюбитель заведомо более уязвим. © / Фото: Ирина Якунина / АиФ

В Красноярске живёт более миллиона человек. Территория – более 380 кв. км. Город задыхается от вредных выбросов в атмосферу. 2016 год стал рекордным по объявлению режима чёрного неба – более 50 дней. Нам говорят, что третью часть выбросов обеспечивают машины. И предлагают красноярцам пересесть на экологический транспорт – велосипед. Корреспондент «АиФ на Енисее» испытала на себе сомнительное удовольствие передвигаться по сибирскому мегаполису на двухколёсном «ослике».  

   
   

15 минут, а не 30

Стартую от торгового центра «Квант», еду на улицу Железнодорожников. Ветер обдувает ласково, приятно напрягаются почти все мышцы тела, соскучившиеся по физнагрузке. Ехать да радоваться! Но… заставлена машинами правая полоса и без того узкой улочки Красной Армии. Неприятное давящее ощущение от «Крузака», медленно ползущего за мной (представляю, что испытывал водитель, который и обогнать, не выехав на встречную, не мог, и мне сигналить, чтобы съехала, видимо, чувство такта не позволило). Съезжаю на тротуар. Подъезжаю к месту, где он стыкуется с проезжей частью, и вынуждена спрыгнуть - едва не выругалась на всю улицу. Какому «умному» человеку пришло в голову, что тротуар должен заканчиваться бордюром в 10 сантиметров? А если идёт мамочка с коляской, в которой малыш? Или человек в инвалидном кресле?

В результате всё же добираюсь до места за 15 минут вместо обычных (на автобусе) 30. И это очевидный плюс.

Каждый раз, выезжая на дорогу на велосипеде, я рискую жизнью в буквальном смысле, - делится Екатерина ЖАРОВА, велолюбитель. - По краям дороги, где и полагается ездить велосипедистам, полотно разбито, повсюду ямы, бугры, трещины, на люках ливневой канализации часто нет решёток, кое-где из них торчат железные прутья... Проблемы с освещением. В общем, в центре и там, где обычно проезжает кавалькада ВИП-политиков, приезжающих в Красноярск, дороги более-менее, а там, куда они точно не поедут, - жесть! Плюс везде бордюры. Это очень неудобно - приходится часто останавливаться, слезать с велосипеда, тягать его на себе, перетаскивать через бордюр.

Волшебная мантра

За несколько поездок по городу я не услышала ругани автовладельцев, никто не пытался подрезать. Когда стала заносить велосипед в автобус, кондуктор попросила пассажиров, стоявших на площадке, освободить для меня место. Плату, правда, взяла двойную.

И всё-таки, чтобы каждый день выдерживать стрессы, пока едешь на велосипеде по Красноярску, нужна железобетонная выдержка. Кстати, при отсутствии возможности для велосипедиста ехать по проезжей части ПДД разрешают передвигаться по тротуару. Об этом я узнала от Марии Быстровой, куратора проекта «Городской велосипед Красноярска». По привычному маршруту (из дома на работу, со Взлётки в центр) она скользит уверенно, зная, где нырнуть во двор, где - на пешеходную дорожку, заранее подмечает приближающуюся издалека машину. Но ямы, выбоины, глубокие трещины встречаются и во дворах, а столбы освещения, стоящие посреди тротуара, да уже упомянутые бордюры всё-таки сводят эту радость самодостаточного движения на нет.

По мнению властей, велосипедистов не так много, чтобы для них благоустраивать инфраструктуру. Фото: АиФ/ Фото: Ирина Якунина

«Власти нам часто говорят, что велосипедистов не так много, чтобы для них благоустраивать инфраструктуру. На самом деле, это как с аэропортом. Самолёты не полетят, пока для них не построят взлётные полосы. Так и с велодвижением. Оно не станет массовым, пока не создадут условия. Вообще, когда речь заходит об этом, чиновники вспоминают волшебную мантру «нет денег», - говорит Мария БЫСТРОВА. - Недавно мы обсуждали создание велосипедного кольца между набережными Енисея и Качи. Необходимо только убрать неудобные места на Каче. В администрации заявили, что это может стоить примерно 10 млн рублей, но денег нет. А потом в новостях услышали о планах по установке нового памятника за 16 млн рублей».

   
   

О слабых не подумали?

У виадука на медицинском университете делаем остановку. Мария словно открывает для меня новую вселенную. Просит задуматься, каково это - идти по пешеходному переходу с тяжёлым велосипедом в руках, а если ты везёшь коляску с малышом или передвигаешься в инвалидном кресле? «Мамы с детьми, старики и инвалиды не умеют громко кричать в Интернете, поэтому их протест не столь заметен. Так что власти чаще всего не знают об их проблемах», - делает вывод Мария.

Нужна железобетонная выдержка, чтобы каждый день выдерживать стрессы. Фото: АиФ/ Фото: Ирина Якунина

Мой небольшой опыт передвижения по городу на двух колёсах показал: увы, в Красноярске не приспособлен к велотранспорту ни один район. Рекреационные зоны на острове Татышев и набережной Енисея не в счёт. Как сообщили в мэрии, в ближайшие годы в планах - организовать центральное велокольцо, соединив велодорожки на набережных Качи и Енисея через улицу Горького. Проект уже стартовал: у Енисея начали обновлять разметку для велосипедистов. А вот велосипедные зоны на дорогах города - дело дальней перспективы. Сегодня в Красноярске акцент сделан на том, чтобы приучить автомобилистов не ездить по правой полосе движения, специально выделенной для маршруток.

Но, невзирая на трудности, всегда найдётся изрядная доля активных и динамичных горожан, готовых пересесть на двухколёсного друга. Я же не могу назвать людей, решившихся на смену транспорта, иначе чем подвижниками или ангелами с железобетонным терпением.

Кстати
11 сентября 1930 года на острове Диксон высадился знаменитый советский путешественник Глеб Травин, поставивший цель объехать все границы СССР на велосипеде. Эту поездку он совершал три года. Общая протяжённость маршрута составила от 27 до 30 тыс. километров.

А как у них?

Менталитет мешает

Ещё с советских времён в новосибирском Академгородке сохранилась развитая сеть велодорожек. В других городах России велотранспорт всё же пока не стал привычным явлением городской жизни. Так, в Москве пару лет назад для велосипедов выделили на центральных улицах специальные дорожки. Но зачастую по ним или ходят пешеходы и, если на них кто-то ненароком наезжает, жалуются властям, или на них паркуют авто.

В помощь экологии

В Европе и США в крупных городах действует система городского проката, так называемый велошэйринг. По городу установлены станции с велобайками, и взять его напрокат может заранее зарегистрировавшийся житель, заплативший умеренную плату. Яркая характерная раскраска мешает присвоить велосипед. Да, затея требует участия спонсоров. В Лондоне, когда экс-мэр Борис Джонсон (сам, кстати, ездит на велосипеде - можете себе представить крутящим колёса сибирского градоначальника?) предложил запустить такую программу, в её реализацию вложился крупный банк.

В Норвегии в ближайшие годы запустят сеть двухполосных велотрасс, которые соединят центры девяти городов с окраинами и пригородами. Это часть стратегии правительства по сокращению числа авто и выбросов углерода в атмосферу. К 2019 году предполагается полностью очистить от машин центр Осло. Проект обойдётся примерно в 1 млрд долларов.

Мнение эксперта
«Велолюбитель заведомо более уязвим, и даже при незначительном столкновении с автомобилем или при падении может получить серьёзные травмы, - говорит Ксения ХАХУЛИНА, старший инспектор по пропаганде полка ДПС ГИБДД Красноярска. - Так что обязательна защитная экипировка, прежде всего шлем. Для езды в сумерки и ночью велосипед должен быть оснащён светоотражающими элементами. Если человек едет на двухколёсном транспорте по проезжей части, то он становится полноправным участником дорожного движения и обязан знать и соблюдать ПДД. Так, велосипедист обязан заранее показывать рукой сигналы поворота и торможения, и ему запрещено перевозить пассажиров, кроме ребёнка до 7 лет, на дополнительном сиденье, поворачивать налево или разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении».

Смотрите также: